Компьютер научат нарушать правила дорожного движения

Характер и поведение новосибирских водителей изучают специалисты лаборатории транспортного моделирования


Характер и поведение новосибирских водителей будут изучать специалисты лаборатории транспортного моделирования

Будут ли на новой дорожной развязке пробки, сейчас узнают уже на этапе проектирования с помощью математических моделей.

До сих пор эти модели строятся в расчете на идеального водителя, который не нарушает правил дорожного движения. Как считают ученые, в этом их главная ошибка.

Если существует вероятность неразумного поведения на дороге, это скорее всего случится. Впрочем, элемент хаоса свел на нет все усилия проектировщиков, которые работали над развязкой на пересечении улицы Петухова и советского шоссе. Ни один из семи вариантов развязки при моделировании не обошелся без пробок. 

В деле моделирования различных процессов Новосибирск европейские страны пока только догоняет. Самое перспективное и востребованное направление — математические модели транспортных развязок.

В лаборатории информационных технологий на транспорте уже просчитали несколько ключевых мест на карте города. Специалисты брали за основу немецкую программу. В итоге выяснилось, западную модель нужно адаптировать к нашим условиям.

Валерий хабаров, научный руководитель лаборатории информационных технологий на транспорте: «Каждая машинка — некий маленький агент. Каждый автомобильчик ведет себя псевдоразумно. Но модель германская. Теперь у нас задача — смоделировать нашу ментальность».

Внести в модель элемент российского дорожного хаоса это еще несколько лет научной работы. Впрочем, уже сейчас на этапе проектирования специалисты закладывают в свои расчеты нарушения правил дорожного движения.

Так, например, выглядит один из вариантов развязки на пересечении Петухова и Советского шоссе. Допускается, что машины будут перестраиваться из четвертого ряда, чтобы повернуть направо. При таком поведении водителей, пробка неизбежна. При моделировании с такими заданными условиями все 7 вариантов развязки оказались неудачными.

Вариант развязки, при котором любое поведение водителей не повлияет на скорость транспортных потоков, обойдется городу в 2 миллиарда — слишком дорогая цена за недисциплинированность.

Какая доля хаоса в итоге войдет в программу транспортного моделирования — пока неизвестно. Тем не менее, сейчас все проекты дорог и развязок проверяют в виртуальном пространстве.

Виртуальные Развязки будущего третьего моста работают вне зависимости от культуры вождения.


1nsk