Реклама лекарств может оказаться под запретом

Депутаты предлагают запретить рекламу лекарственных препаратов в СМИ

Реклама любых лекарств в ближайшее время может оказаться вне закона. Соответствующие поправки в законодательство были подготовлены депутатами партии ЛДПР Игорем Лебедевым и Ярославом Ниловым.

Авторы поправок в закон о рекламе считают, что телеролики про лекарства направлены не на правильное информирование людей, а лишь на извлечение немедленной выгоды продавцами и производителями. Реклама «сопровождается обязательной фразой: «Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом». Однако шаблонный текст теряет свое воздействие на человека после многократного прочтения или прослушивания. Зато оригинальный текст или изображение воздействуют гораздо больше. И человек идет в аптеку и покупает препарат, совершенно игнорируя «необходимость посоветоваться с врачом», считают депутаты.

Напомним, еще в феврале с той же инициативой — полностью запретить рекламу безрецептурных лекарств — выступил и глава думского комитета по здравоохранению Сергей Калашников. Введение запрета поддерживают многие медики и эксперты, но с оговорками. В нашей стране самолечение процветает. Этому во многом способствует порочная практика, когда отнюдь не безобидные, имеющие массу противопоказаний препараты (за исключением разве что наркотических и психотропных) можно спокойно купить без рецепта.

В то же время введение жесткого запрета заставит бегать к врачу по поводу каждого чиха, стоять в очередях.

Первый заместитель Калашникова Татьяна Яковлева настроена отнюдь не так сурово. «Тотального введения запрета на рекламу безрецептурных лекарств не требуется, — сообщила Яковлева «РГ». — Это не сократит самолечение, а уровень информированности граждан понизит. Другое дело: нужно ограничить рекламу сильнодействующих препаратов, например кодеиносодержащих. Информация о них должна распространяться в специализированных изданиях. Необходим жесткий запрет рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и лекарств, не прошедших испытаний в установленном законом порядке. Но абсолютное изъятие рекламы лекарств из информационного поля не даст однозначно положительного результата».

Представители фармбизнеса тоже озабочены возможной новацией. «Международная практика разрешает рекламировать безрецептурные препараты — потребитель получает сведения о том, что данное лекарство существует и его можно свободно купить, — пояснил «РГ» гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. — При этом предупреждения о том, что нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по применению, — обязательны. Это вопрос безопасного лечения.

В минздравсоцразвития к идее запрета отнеслись сдержанно. «Если говорить о рекламе лекарств, в России действуют положения, соответствующие законодательству развитых стран, — пояснили в министерстве. — Реклама рецептурных препаратов разрешена в медицинских изданиях, на медицинских конференциях. В «обычных» СМИ идет реклама безрецептурных препаратов, то есть давно присутствующих на рынке, в большинстве проверенных и безопасных». Тем не менее, минздравсоцразвития готовит предложения по ограничению рекламы — в первую очередь БАДов. Не исключен пересмотр переченя безрецептурных лекарств, «очистка» его от устаревших препаратов, у которых были выявлены негативные свойства.

1nsk