Китай + Citigroup + Альвалид = Дивный новый мир

После публикации недавнего отчета Всемирного Банка, в котором сообщалось о более медленном, чем предполагалось, развитии мировой экономики №4, начались споры по поводу реальной мощи китайской экономики. Новые расчеты, сделанные на основе паритета покупательной способности, показали, что объемы китайского производства на 40% меньше произведенных ранее подсчетов. Что ж, пусть спорщиков рассудит Citigroup Inc.

Пример крупнейшего банка США лишний раз доказывает, что деньги решают все. На данный момент существует вероятность того, что Citigroup прийдется присоединиться к своим знаменитым коллегам по цеху и пойти с протянутой рукой к китайскому правительству, располагающему большими запасами наличности. По словам Джозефа Квинлена, ведущего рыночного стратега Bank of America Capital Management, это станет новым и неопровержимым доказательством того, что Китай — «финансовый покровитель Америки». Сначала Китай выделил 3 млрд. долларов для финансирования Blackstone Group LP, одного из наиболее капитализированных механизмов Уолл Стрит. Теперь «коммунистический» Китай регулярно вытаскивает из переделок гуру финансовой вселенной. Однако «Поднебесная» — далеко не единственный спаситель Уолл Стрит. Государственная сингапурская компания Temasek Holdings Pte выделила 5 млрд. долларов для спасения Merrill Lynch & Co. И сейчас Citigroup, получивший 7,5 млрд. долларов от инвестиционной компании Абу Даби, может стать объектом финансирования со стороны Китая и саудовского принца Альвалида бин Талала.

Три мыльных пузыря

На первый взгляд такой подход по принципу «ты мне — я тебе» не лишен здравого смысла. Правительства стран Азии и Персидского залива, обладающие валютными резервами и нефтяным богатством, открыли для себя возможность выбора, и готовы покупать активы на Уолл Стрит по бросовым ценам. На Западе, убытки от субстандартного кредитования «съели» капитал, который Citigroup и другие аналогичные организаций использовали в качестве страховки от безнадежных задолженностей. Тем не менее, этот весьма удобный подход влечет за собой слияние трех крупнейших спекулятивных пузырей на мировых рынках: Китайской экономики, цен на нефть и высокомерия Уолл Стрит. Китайский пузырь, привлекающий к себе наиболее пристальное внимание, — это пузырь на фондовом рынке. В прошлом году индекс CSI 300 вырос на 162%, даже, несмотря на меры, предпринятые властями для охлаждения рынка. В 2007г. в Китае названия трех китайских банков и словосочетание «ценные бумаги» побили по популярности запросов в поисковой системе Google слово «секс». Другой пузырь раздулся на благодатной почве валютных резервов, объем которых приближается к годовому ВВП Бразилии. Экономисты также обращают внимание на пузыри в других сферах деятельности. Власти настолько обеспокоены инфляцией, что замораживают рост цен на нефтепродукты, природный газ и электричество.

Нефтяной бум

Стоимость нефти в районе 100 долларов — это символ роста цен на сырьевые товары. Цены, начиная с зерна и заканчивая золотом и цинком, растут по причине экономического подъема в Китае, Индии и других развивающихся странах, а также из-за активных спекуляции на рынках. Сырьевой бум ограничивает мировой рост, однако, способствует обогащению стран, богатых природными ресурсами. Об этом свидетельствуют покупки саудовского принца Альвалида. Он может позволить себе частный аэробус Airbus SAS A380. Эта приобретение на сумму в 319 миллионов долларов стало возможным «благодаря» нерациональному использованию энергии по всему миру. Это только на руку странам Персидского Залива, купающимся в нефтедолларах и использующим их для обогащения. И здесь появляется пузырь высокомерия Уолл Стрит. В течение десятилетий Уолл Стрит представала в многочисленных образах, однако самый последний из них вызывает наибольшее беспокойство. Банки предоставляли рисковые займы американцам, которые практически не знали, что с ними делать и как обращаться. Затем Уолл Стрит методично маскировала этот риск различными способами, скрывая связанную с ним опасность. Даже распутав этот клубок, эксперты дружно заявляли о том, что кризис будет «локализован». Если бы.

Новые риски

Случайно или же намерено, слияние этих пузырей ставит проблемы перед мировой финансовой системой. Вот еще один пример: В случае перегрева китайской экономики или снижения стоимости китайских ценных бумаг, акцим Уолл Стрит также окажутся под ударом, поскольку инвесторы десделают ставку на прекращение спасательных действий со стороны China Inc. Или же наоборот: если высокомерие Уолл Стрит приведет к еще большему увеличению просроченных ссуд, удар придется на китайские ценные бумаги, так как инвесторы начнуть обсуждать крах азиатской экономики №2. Связанная по рукам Уолл Стрит, Китай, пребывающий на грани перегрева, и просто недопустимое нефтяное богатство — все это создает дивный новый мир финансов. В действительности, ключевые положения произведения Олдоса Хаксли «Дивный новый мир» прекрасно подходит для описания ситуации, разворачивающейся в данный момент на мировых рынках. Хаксли вовсе и не думал об Уолл Стрит, создавая в 1932г. свой роман. Тем не менее, лозунг утопического мира, сотворенного Хаксли, — «сообщество, идентичность, стабильность» — не так уж и отличается от целей, стоящих перед такими людьми, как глава ФРС Бернанке, исполнительный директор Citigroup Викрам Пандит и китайский лидер Ху Дзин Тао.

Дивный новый мир

Бернанке и Пандит заинтересованы в стабильности мирового финансового сообщества. Тогда как Ху Дзин Тао, разделяя эту цель, также заинтересован и в повышении мировой идентичности. Это подходящий момент для Китая, не только распространить свою силу, но и расширить влияние на крупнейших игроков мировой экономики. Веское слово в Международном валютном фонде — это одно; но получить лакомые кусочки от Citigroup — тоже приятно. При слиянии мировых мыльных пузырей, проблемы мировой системы усложняются и обостряются. Будет интересно понаблюдать за их сосуществованием, ростом и, возможно, даже будущим взаимным усилением — или борьбой. (Уильям Песек — ведущий рубрики новостей в Bloomberg. Здесь представлен его собственный взгляд на события.)

Уильям Песек
Агентство Bloomberg

1nsk