Борьба с пробками в Москве: повышенные штрафы и непостроенные парковки

Президент РФ Дмитрий Медведев в пятницу одобрил закон, который вводит с 1 июля 2012 года повышенные штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения (ПДД) в Москве и Петербурге

Президент РФ Дмитрий Медведев в пятницу одобрил закон, который вводит с 1 июля 2012 года повышенные штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения (ПДД) в Москве и Петербурге. Начало действия документа отсрочено, чтобы власти успели построить перехватывающие парковки, однако эксперты сомневаются, что руководство двух столиц выполнит свои обещания.

Штраф за нарушение правил остановки и стоянки увеличивается в России со 100 до 300 рублей, а в Москве и Петербурге — со 100 до 2,5 тысячи рублей; за нарушение правил остановки или стоянки на пешеходном переходе — с 300 рублей до 1 тысячи рублей, а для Москвы и Петербурга — с 300 до 3 тысяч рублей. Вводится штраф за остановку или стоянку на остановке общественного транспорта в размере 1 тысячи рублей, для Москвы и Петербурга — 3 тысячи рублей. За нарушения правил движения во дворах он увеличивается с 500 рублей до 1 тысячи, а для Москвы и Петербурга — до 3 тысяч рублей.

Дифференцированный размер штрафов в Госдуме объясняют более сложной, чем в других российских городах, дорожной ситуацией в Москве и Петербурге. Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что «тяжесть одного и того же деяния, совершенного на разных территориях при разных условиях, не одинакова», поэтому депутаты пошли навстречу инициативам администрации двух столиц.

Пробки являются одной из самых серьезных проблем Москвы и Петербурга. По мнению экспертов, они сказываются на привлечении инвестиций и даже создании в столице международного финансового центра: инвесторы не хотят тратить столько времени на передвижение по городу.

Борьба с пробками стала одной из главных задач Сергея Собянина на посту мэра Москвы, который он занял в октябре прошлого года. По его инициативе в конце 2010 года был разработан и опубликован план первоочередных мер по решению транспортных проблем под названием «Город, удобный для жизни». Он включает несколько основных направлений, в том числе развитие общественного транспорта и создание для него отдельных полос движения.

Нереальные планы

Выступая в Госдуме 8 апреля, заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Владимир Мишанин пообещал, что к середине следующего года власти создадут условия, которые помогут свести к минимуму риск нарушения автовладельцами ПДД, в том числе оборудуют необходимое и достаточное количество мест для парковки, включая перехватывающие стоянки.

Эксперты скептически относятся к заверениям московских властей.

«Конечно, они не успеют их построить. Это нереальные планы. Они изначально были нереальными, потому что надо построить не одну-две перехватывающие парковки, а надо их иметь сотни. Как минимум, не один десяток крупных, или сотни средних перехватывающих парковок надо», — сказал РИА Новости в пятницу лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Он отметил, что одно только прохождение документации при строительстве любого объекта, даже такого простого, как парковочная площадка, занимает не меньше года.

«Поэтому в лучшем случае, если приступят через год к строительству. А остается не так много — весна и лето, когда все это уже должно вступить в силу. Это нереально совершенно… Можно только сожалеть, что власть начинает принимать меры по решению дорожно-транспортных проблем репрессивные. Они, по идее, должны быть последними, а мы с них начинаем — в надежде, что все рассосется, что за год автомобилистам будет, куда ставить свои машины. Но некуда им ставить машины», — добавил Лысаков.

Он подчеркнул, что у автомобилистов просто нет альтернативы, и «высокие штрафы отчасти ситуацию, может быть, изменят, но это не соответствует здравому смыслу — перекладывать ответственность на водителей».

«Никаких условий не создано. И сделано только одно — самое простое — повысить ответственность водителей. Какие бы проблемы ни возникали, повышается только ответственность водителей. Не повышается ответственность законодательной власти, не повышается ответственность исполнительной власти. Повышается ответственность нас, рядовых граждан, автомобилистов, к сожалению», — сказал эксперт.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в свою очередь полагает, что перехватывающие парковки должны быть либо бесплатными, либо предоставлять льготы при оплате проезда на общественном транспорте.

«Потому что это очень странно — платить сначала за парковку, чтобы бросить машину, а потом за метро, чтобы добраться до центра города», — сказал он.

Если делать перехватывающие парковки, нужно создавать параллельно стимул пользования ими, считает эксперт. Непонятно до сих пор, будет ли влиять выбор автомобиля владельца на размер штрафа, так как Ока и Hummer занимают неравнозначное пространство дорожного полотна.

«Да, я плачу за перехватывающую парковку, тогда я еду на метро бесплатно. Или я не плачу вообще за перехватывающую парковку, и тогда еду на метро платно. А так — два раза бить мне по карману, ну разве это соблазн? Никакого. Поэтому они работать не будут», — сказал эксперт.

Мишанин сообщил, что в настоящее время власти формируют общественно-консультационный совет для принятия экспертных решений по мероприятиям, направленным на создание цивилизованного, социально направленного рынка транспортных услуг в Москве.

По географическому признаку

Комментируя размер штрафа, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы отметил, что размер взысканий даже несколько ниже, чем штрафы за аналогичные нарушения в других городах и государствах мира. В частности, по его словам, в Токио штраф за парковку в неустановленном месте составляет более 18 тысяч иен (около шести тысяч рублей), в Нью-Йорке — в среднем 115 долларов (в зависимости от района — от 46 до 265 долларов, т.е. до 7,5 тысячи рублей), в Париже — до 150 евро (более шести тысяч рублей), в Лондоне — 100 фунтов стерлингов (более 4,6 тысячи рублей), в Норвегии, Испании, Ирландии, Дании — 70-90 евро.

Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил, что возмущен повышенным размером штрафов в столицах.

«Депутаты говорят, что у жителей Москвы благосостояние выше, поэтому они будут платить выше штрафы, но как быть с людьми, которые приехали в столицу из Калуги, Рязани? Они тоже будут платить те же повышенные штрафы?» — сказал он.

Эксперт отметил, что согласно Конституции РФ перед законом равны все.

«Значит, должно быть одинаковое наказание… а это (поправки) — нарушение конституционных гарантий», — отметил Канаев.

Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Лысаков согласен с ним: «Почему жители Москвы должны платить 3 тысячи рублей, а жители другого региона — тысячу?»

Нельзя заниматься дискриминацией по географическому признаку, «это ляжет не только на плечи москвичей и питерцев, но и такой суммой штрафов могут быть наказаны и гости столицы, жители отнюдь не богатых регионов, для которых 3 тысячи рублей штрафа — размер пенсии или зарплаты», подчеркнул он.

При этом эксперты одобряют повышение штрафов за нарушения правил остановки, стоянки на остановках общественного транспорта, трамвайных путях, а также за выезд на зеленый сигнал светофора, если перекресток занят.

«Правила это делать запрещают, но нынешний штраф — 100 рублей — никого не останавливает, а из-за этого глухие пробки, когда перекрывают перекрестки», — считает Лысаков.

Штраф за движение по полосе маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе теперь будет караться штрафом в размере 1,5 тысячи рублей (в Москве и Петербурге — 3 тысячи рублей). Вводится штраф за нарушение правил разметки или указаний дорожных знаков, переезд «стоп-линии» — 800 рублей. Штраф за выезд на перекресток, если на нем пробка, предлагается повысить со 100 до 1 тысячи рублей. Закон также вводит с 1 сентября 2011 года обязанность автолюбителей самостоятельно оплачивать стоимость эвакуации и первых суток хранения своего автомобиля на штрафстоянке, сейчас это делается за счет бюджета города.

Незаконная установка на крыше автомобиля фонаря с «шашечками» такси будет караться штрафом 5 тысяч рублей. Закон вводит норму о выдаче разрешения на работу такси. Вводится трехлетний переходный период, в течение которого все такси смогут получить разрешение на работу. С 2014 года будет определена квота — количество разрешений, которые будут выдаваться такси с учетом потребностей городов. Однако сверх квоты разрешения тоже будут выдаваться, но на основе аукциона. Аукционы по распределению разрешений сверх квоты будут вводиться с 2015 года. В настоящее время подавляющее большинство такси в Москве работают нелегально.

1nsk