Норвежский концептуальный электокар пойдет в серию в 2011 году

Перед Вами - симпатичный концепт-кар с говорящим именем Ox норвежской компании TH!NK. Это полностью электрический автомобиль, рассчитанный на пятерых.

Норвежский концептуальный электокар пойдет в серию в 2011 году
Перед Вами — симпатичный концепт-кар с говорящим именем Ox норвежской компании TH!NK. Это полностью электрический автомобиль, рассчитанный на пятерых. Точнее нет, не так — это прототип новой серийной машины, которая должна попасть на конвейер в 2011 году.
Это уже интересно. Серийных электромобилей в мире не так уж много. Причём в большинстве случаев речь идёт о крошечных ущербных повозках. На таких только по центру города и кататься. А если нет-нет да и появляется модель с более приближенными к нормальным авто параметрами, так это почти наверняка оказывается дорогущий электрический спорткар вроде Tesla Roadster, который, кстати, уже начал производиться.

Модели полноразмерных электромобилей в мире можно пересчитать по пальцам. Разумеется, если речь идёт о спроектированных изначально как электрическое авто, а не конвертированных из бензиновых. Ox — один из немногих примеров концепта на электротяге, который имеет шанс добраться до массового выпуска

Норвежский концептуальный электокар пойдет в серию в 2011 году
Конструкция Ox — модульная, и идеологически напоминает концептуальные разработки GM Autonomy. Нижняя часть таких авто может быть одинаковой для целого ряда моделей. В ней устроены отделения для аккумуляторов. Вверху же располагается силовая структура салона, на которую можно навешивать разные панели. Интересно, что панели эти — преимущественно неокрашенный пластик. По задумке компании, они, как и большая часть обивки интерьера, подлежат повторной переработке после утилизации авто.

Cтенд TH!NK в Женеве. Компанию концепту Ox составила последняя версия машинки TH!NK City, которая вот-вот поступит в магазины.

Из полутора тонн, которые весит этот автомобиль, 350 килограммов приходятся на батареи. В базовом варианте — это литиево-ионные аккумуляторы компании A123 Systems. Американская фирма специализируется на тяговых литиево-ионных батареях, отличающихся очень высокой удельной мощностью, так необходимой электромобилям или автогибридам.

Ox — полноценный автомобиль. Длина этой пятидверки — 4120 мм, ширина — 1810, высота — 1650 мм.
Электромотор Ox, вращающий передние колёса, обладает номинальной мощностью 60 и пиковой — 100 киловатт, что обеспечит тяжёлой, в общем-то, машинке разгон с места до сотни за 8,5 секунды. Максимальная скорость Ox составляет 130 километров в час. Запас хода в комбинированном цикле — 200 километров, а в городе — 250 (непривычная прибавка идёт за счёт рекуперации энергии при торможении). Полная зарядка Ox от простой бытовой розетки 220 вольт/16 ампер займёт 12 часов, но на 80% его литиевые аккумуляторы можно заполнить за час.

В качестве альтернативы литиевым норвежцы намерены ставить на Ox батареи типа ZEBRA от швейцарской компании Mes Dea. Они обладают рядом достоинств: приличной удельной ёмкостью, хорошей удельной мощностью и весьма умеренной ценой. Существенный недостаток один — это горячие батареи, рабочий режим которых 300 градусов Цельсия. Зато с ними Ox сможет проехать до 450 километров на одной зарядке. Если ещё и цена на такую машину окажется не заоблачной (а она пока не объявлена), можно сказать, что на горизонте действительно вырисовывается альтернатива семейным авто с ДВС.

Дизайнеры предусмотрели как пятидверный, так и трёхдверный варианты Ox.

Норвежский концептуальный электокар пойдет в серию в 2011 году
И неважно, сохранятся ли все особенности концепта при постановке Ox на конвейер. Ради снижения стоимости, полагаем, можно отказаться от некоторых комплектаций. Например, от солнечных батарей на крыше (они, может, и не очень мощные, но всё же увеличивают пробег в солнечную погоду). Или от электронной системы бесключевого доступа в салон, которая узнаёт водителя и настраивает положения руля, сиденья, зеркал, включает любимую радиостанцию и выводит на дисплей поступившую за время вашего отсутствия дома электронную почту.
Спутниковая навигация и постоянное интернет-соединение, предусмотренные в платформе Ox, подразумевают регулярное общение машины с владельцем и подключение её ко всяким сервисам. А ещё тут есть двухсторонняя перекачка электричества (не только из сети в машину, но и из машины в сеть).

Пространственный каркас машины выполнен из алюминиевого сплава. Что касатеся безопасности, норвежцы обещают пятизвёздочный рейтинг по методике Euro NCAP.
Логичен вопрос: концепт, конечно, выглядит соблазнительно, но готова ли (и насколько) никому не известная компания TH!NK стать массовым автопроизводителем? Спокойно. У TH!NK уже имеется многолетний опыт в постройке электромобилей. Причём серийных. В арсенале норвежцев — модель City (это уже пятое поколение данного авто). Продавала их компания только в Норвегии. Но всё же по дорогам этой страны ныне бегает 1200 TH!NK. Не так уж мало.

TH!NK City уже вовсю производится и оснащается 30-киловаттным моторчиком. Кстати, масса этой малявки не такая уж и маленькая — около 1100 килограммов, ведь четверть тонны приходится на батареи.

Норвежский концептуальный электокар пойдет в серию в 2011 году
Однако последняя версия City должна пойти дальше. Её продажи в Норвегии начнутся вот-вот — нынешней весной, по цене порядка 20 тысяч евро. Позднее, в нынешнем же году, City придёт в Данию и Швецию. А в 2009-м его должны продавать уже во всех основных европейских столицах. Потому TH!NK намерена в 2009 году увеличить выпуск City на своём заводе под Осло до 10 тысяч штук в год, и создание машины на базе Ox уже не выглядит фантастическим рассказом.

Норвежский концептуальный электокар пойдет в серию в 2011 году

1nsk