История военторгов – от полевых лавок до интернета

Военная торговля, это институт обеспечения военнослужащих недостающими элементами экипировки, комплектами формы, обуви, амуниции.

17.01.2019 15:22 Поделиться:

Но современная система частных магазинов и интернет-площадок очень отличается от той, что была заложена 100 лет назад. Тогда еще не существовало такого понятия, как магазин военторг, а главной целью было накормить армейские части и предоставить различные нужные мелочи.

Недавно система военной торговли отпраздновала, свое 100 летите, однако мало кто знает, как и в каких условиях, она появилась и какую роль сыграла в вооруженных конфликтах прошлого столетия.

Магазин военторг – начало эволюции

До революции 1917 года в Российской империи такого понятия как магазин военторг не существовало. Обеспечение армейских частей всем необходимым было заботой государства, а все недостающее солдаты и офицеры искали себе самостоятельно. Например, рядовому и унтер-офицерскому составу выдавали жалование, которое они могли потратить на «приварок» к своему питанию, табак и прочие необходимые вещи. Офицеры самостоятельно заказывали себе пошив формы и обуви у мастеров того времени.

С приходом к власти большевиков, возникает вопрос о централизованном обеспечении частей. В декабре 1918 года появляется Управление, которое должно было организовать и курировать работу так называемых красноармейских лавок. Именно с этого момента начинается история военной торговли. Начало было положено, дальше система только совершенствовалась.

На первых порах, организация военной торговли обеспечивала солдат и командиров РККА едой, в то время остро стоял продуктовый вопрос. Форму и элементы амуниции выдавали со складов, а мелочевкой каждый обеспечивал себя сам.

Более серьезный подход сформировался лишь в средине 30-х годов, когда создали Центрвоенторг, а чуть позже Главвоенторг. С этого момента возникает такое явление как магазин военторг. В сети торговых точек в больших городах военнослужащие получили возможность приобрести за свои деньги все необходимое и недостающее, начиная с ниток и иголок, и заканчивая комплектами формы и знаков различия. Включала в себя система и заведения питания для армейских структур.

Феномен полевых военторгов

Кроме больших городов, в дополнительном обеспечении нуждались и части регионального базирования. Для этого при военных округах и штабах армий имелись свои организации. Магазин военторг представлял собой либо магазин на территории дислокации части, либо автолавку, которая выезжала в отдаленные гарнизоны.

Интересным явлением стало то, что в это время полевой магазин военторг, при недостатке средств на закупку товара, мог получить ссуду от Госбанка на срок до 45 дней. А все убытки при необходимости покрывались централизовано Главвоенторгом.

Военторги во Второй мировой войне

С началом отечественной войны возникли определенные трудности в сфере военной торговли. Бурное формирование целых соединений – армий и фронтов, привело к нехватке военторгов. Но проблему решили двумя способами:

  1. Организация тех же автолавок, которые следовали за продвигающимися частями и подразделениями;
  2. Дистанционная торговля. Задолго до интернет-магазинов, военторги формировали посылки с необходимыми товарами для солдат и офицеров, которые отправляли на фронт.

Всего за годы войны было отправлено более 5 млн посылок, которые вмещали все нужные мелочи, от бритвенных принадлежностей, до продуктов питания и теплых вещей. Товарооборот был очень интенсивным, лишь во втором полугодии 1941 года он превысил 110 млн рублей.

В послевоенное время система военторгов усовершенствовалась и расширялась. Централизовано обустраивались магазины, ателье для пошива формы, заведения питания и прочие. В гарнизонах были свои торговые точки, где солдаты и офицеры могли купить необходимую галантерею или же перекусить при желании.

С развалом СССР система расстроилась, но уже спустя несколько лет, военторги стали частной инициативой граждан. Сегодня это обширная ниша бизнеса, где каждый боец может полностью экипироваться. Кроме того, в частном порядке армейские магазины и компании ведут разработки и производство современного снаряжения, с учетом пожеланий и опыта военнослужащих.

Но главным толчком в развитии сферы послужил интернет, дистанционная торговля вышла на новый уровень, а ее оборот составляет миллионы долларов.

Автор: Роман Фандорин

Просмотры: 0

Сетевое издание «1НСК» (16+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67937 от 06.12.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Телефон редакции: 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@1nsk.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: redactor@1nsk.ru.
Для рекламодателей: adv@1nsk.ru.