Целующиеся милиционеры возмутили министра

Российские выставки за рубежом всегда принимают "на ура". Так, в Париже с нетерпением ждут экспозицию "Соц-арт", которая с 3 марта по 1 апреля выставлялась в Третьяковской галерее в рамках 2-й Московской биеннале. Однако министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов считает, что эта выставка станет "позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной".

Российские выставки за рубежом всегда принимают «на ура». Так, в Париже с нетерпением ждут экспозицию «Соц-арт», которая с 3 марта по 1 апреля выставлялась в Третьяковской галерее в рамках 2-й Московской биеннале. Однако министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов считает, что эта выставка станет «позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной».

Возмущение министра вызвала, в частности, картина «Эра милосердия», известная также, как «Целующиеся милиционеры». На ней, как следует из названия, запечатлена пара блюстителей порядка, слившихся в страстном поцелуе в березовой роще. Творение скандально известных русских художников Мизина и Шабурова из дуэта «Синие носы», созданное в 2004 г., Соколов назвал «эротическими картинками».

Если бы подобная выставка проходила в каком-нибудь частном музее или выставочном зале, уверен министр, она бы не вызвала столь бурной реакции со стороны общественности. Однако, поскольку экспозиция проходит в главной галерее страны, национальной гордости России, недовольство деятелей культуры неизбежно.

Соколов заявил: еще в воскресенье скандальная выставка находилась в России на таможне. Он также выразил уверенность в том, что предпринял все возможное, чтобы экспозиция до Парижа не доехала. «После того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, первое, что делает Россия — показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится», — добавил министр. Он также отметил, что вся ответственность за формирование коллекции ложится на руководство Третьяковской галереи, хотя составляют ее эксперты.

Напомним, масштабный выставочный проект «Соц-арт», представленный в Третьяковке весной этого года, состоял из двух частей: «Политическое искусство в России» и «Политическое искусство в Китае». Работа, вызвавшая столь бурные эмоции у министра, относилась к первой экспозиции из вышеуказанных.

Сам термин «соц-арт» был придуман еще в 1972 г. творческим дуэтом художников Виталия Комара и Александра Меламида по аналогии с «поп-артом». Именно так они назвали свой проект для одной из квартирных выставок. Как считали сами авторы, советским людям не было знакомо изобилие предметов быта, которые становились объектами поп-арта, однако что касается коммунистической идеологии — уж ей-то жители бывшего СССР были пресыщены сверх меры. Основным принципом соц-арта стало осмеяние и критика ценностей, культов и верований, навязываемых человеку властью.

1nsk