Финансовые нанотехнологии

Леонид Меламед (меламед – это преподаватель в еврейском религиозном училище) назначен руководителем корпорации “Роснанотех”. Назначение Меламеда – инициатива “главреформатора” Чубайса, который попутно вошел в наблюдательный совет “Роснанотеха”. В 90-е годы Меламед стал соучредителем инвестиционно-финансовой компании (ИФК) “Алемар”. В 1996-м эта структура приобрела крупный пакет акций “Новосибирскэнерго”. Одновременно Меламед входит в руководство фирм “ОРТЭК” (Объединенная российская топливно-энергетическая компания) и “Агропромконтракт”. Владельцы этих фирм выгодно вложили выбитые из Новосибирской области деньги в акции новосибирских предприятий: “Новосибирскнефтепродукта”, “Альбумина”, фабрики “Соревнование” и в то же “Новосибирскэнерго”.

Нынешние власти РФ, раструбив о своих якобы грандиозных программах научно-технического и промышленного развития, столкнулись вдруг с кадровым голодом. Не то, чтобы оскудела страна талантами, но ведь во главе мегапроекта абы кого не поставишь. Средства, как известно, выделяются немалые и, стало быть, нужен человек с опытом и правильными понятиями. Такой, например, как бывший заместитель Чубайса по РАО “ЕЭС” Леня Меламед. Этот солидный господин с хорошей звучной фамилией (меламед – это преподаватель в еврейском религиозном училище) назначен руководителем корпорации “Роснанотех”. Конечно, после назначения министром обороны спекулянта мебелью этот кадровый финт не выглядит особенно шокирующим, но все же сделать ответственным за развитие нанотехнологий профессионального гешефтмахера, пусть и с соответствующей родословной – шаг более чем рискованный.

Назначение Меламеда – инициатива “главреформатора” Чубайса, который попутно вошел в наблюдательный совет “Роснанотеха”. Либерально-энергетический “светоч” тем самым усиливает свое влияние на кадровую политику Кремля, ибо где Меламед – там и Чубайс. Он уже успел положительно отозваться о назначении своего протеже на пост гендиректора “Роснанотеха”, назвав Меламеда “финансовым менеджером” высшего класса, что в устах главного “прихватизатора” звучит более чем двусмысленно. Итак, кого же преподнес Чубайс в роли главного россиянского “нанотехнолога”?

В 90-е годы Меламед стал соучредителем инвестиционно-финансовой компании (ИФК) “Алемар”. В 1996-м эта структура приобрела крупный пакет акций “Новосибирскэнерго”. Одновременно Меламед входит в руководство фирм “ОРТЭК” (Объединенная российская топливно-энергетическая компания) и “Агропромконтракт”. В 1997 г. состоялась скандальная сделка: “ОРТЭК” и “Агропромконтракт” заключили с администрацией Новосибирской области пакет соглашений по поставке в регион минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, запчастей к сельхозтехнике, резины. Как утверждают злые языки – по безбожно завышенным (на 60-80%) ценам. В итоге область задолжала этим коммерческим структурам. Выбитые из нее деньги владельцы фирм затем выгодно вложили в акции новосибирских предприятий: “Новосибирскнефтепродукта”, “Альбумина”, фабрики “Соревнование” и в то же “Новосибирскэнерго”.

В те же годы “ОРТЭК” стала участником зачетных операций по долгам Минфина РФ перед Новосибирской областью, в результате которых 19% акций крупной энергокомпании “Новосибирскэнерго” за долги попали в руки небольшой фирмы “ОРТЭК”. На тот момент они должны были стоить 43,5 миллиона долларов по тогдашнему курсу, по 95-105 тысяч рублей 1997 г. за акцию. Но новосибирский губернатор Муха отдал “ОРТЭК” пакет акций по 1300 рублей за акцию. И, таким образом, огромный пакет “Новосибирскэнерго” перешел в частные руки всего за 570 тысяч долларов. Об этом скандале тогда говорила вся страна. Финансовый фокус получился первостатейным и вот теперь Меламед творчески применит наработанный опыт в сфере нанотехнологий.

В 2000-2001 гг. Меламед числится генеральным директором государственного “Росэнергоатома”, объединяющего все атомные электростанции РФ. Но долго “рулить” “Росэнергоатомом” Меламеду не пришлось. Его забрал к себе в РАО “ЕЭС” Чубайс, сделав своим заместителем. Меламед ударно налаживает сбор денег с потребителей, подсказывая рыжему реформатору схемы преобразования электроэнергетики на рыночный лад. За ударный труд полагается достойное вознаграждение и поэтому Леонид Меламед вошел в число пятисот наиболее богатых граждан РФ.

Чубайсовский протеже – человек, мягко скажем, специфически талантливый, с более чем интересным прошлым. Вот только его способности не имеют никакого отношения к нанотехнологиям в частности и вообще – к делу постановки инновационного процесса на государственном уровне. Традиционная для евреев манипуляция финансами по сравнению со сложнейшим процессом создания и развития технологий будущего – занятие более чем примитивное. Меламед, равно как и Чубайс, и прочие “эффективные менеджеры” никогда не управляли проектами, сравнимыми по сложности задач с ракетным или атомным направлениями. Они вообще не имели дела ни с бизнесом в сфере высоких технологий, ни с высокой наукой, ни с реально работающими инновационными системами. Впрочем, от амбициозного проекта “Роснанотех” создания конкурентоспособных инновационных моделей всерьез никто и не ждет. В отечественных научных кругах на путинские инициативы отреагировали невеселой шуткой: “Только у нас могли догадаться назвать процесс освоения бюджетных денег “нанотехнологиями”…

1nsk