Министр образования отказался утверждать учебный стандарт, вызвавший протесты учителей

Министр Андрей Фурсенко признался,что следит за обсуждением и пока не возьмет на себя утверждение документа.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пока не решается утвердить проект нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов школы, обнародованный в ноябре 2010 года и вызвавший недовольство множества учителей, пишет газета «Коммерсант».  

«Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта. До тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа», — сказал министр о проекте, который, как ожидалось, он утвердит к 15 февраля.

Согласно проекту, ученики 10-х и 11-х классов получат право самостоятельно выбирать предметы для изучения и объем получаемых знаний. Обязательными станут лишь четыре дисциплины: курс «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка индивидуального проекта.

Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Например, в область «естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания.

Интегрированный курс дает минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета.
Новый стандарт должен стать обязательным к 1 сентября 2020 года.

Общественный протест против ввода стандарта возглавил учитель московской школы № 57 Сергей Волков. Он опубликовал открытое письмо, которое получило уже более 10 тысяч подписей.

«Выбор ОБЖ и «России в мире» в качестве обязательных предметов вызывает недоумение. Мы считаем, что обязательными должны быть русский язык, математика, литература и история. Эти предметы нужны государству, заботящемуся о своем будущем», — сказал он.

По мнению учителя, старшеклассник, который решил изучать естественные науки, не сможет ограничиться лишь двумя предметами из соответствующего цикла. Волков уверен, что принятие стандартов ощутимо снизит уровень российского образования.

Председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий заявил изданию, что высшая школа также критически относится к проекту: «По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями, — это и математика, и химия, и русский язык».

Министр образования и науки уверен, что концепция выбора школьниками предметов отвечает задачам образования: «Я не могу сказать, что однозначно поддерживаю этот подход. Но сегодня в старших классах образование и так профильное, если называть вещи своими именами». Он отметил, что одни лишь школьники и родители не будут выбирать уроки, — им помогут психологи.

При этом Андрей Фурсенко не считает странным выбор четырех обязательных предметов. «Это не главные предметы, а базовые. Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета. Все боятся, что «Россия в мире» превратится в «Краткий курс истории ВКП(б)». Но лучше будет, если мы ничего не будем рассказывать ребятам? Это, извините, как с половым воспитанием: если ничего не говорить, дети все узнают во дворе. Давайте вместе обсуждать этот предмет, решать, каким ему быть», — сказал министр.

Завершается обсуждение законопроекта «Об образовании»

Между тем в понедельник в интернете завершается общественное обсуждение законопроекта «Об образовании», напоминает ИТАР-ТАСС. У неравнодушных к содержанию документа пользователей сети остается лишь один день для того, чтобы оставить комментарии на сайте Zakonoproekt2010.Ru.

Законопроект был открыт для обсуждения 1 декабря 2010 года. За три месяца поступило почти 9 тыс. откликов. Причем в последние полторы недели образовательное сообщество заметно активизировалось — еще в середине января количество комментариев едва превышало 4,3 тыс.

Наибольший интерес у комментаторов вызвала статья о стипендиях и других денежных выплатах учащимся (Статья 37 — 817 откликов), число замечаний к ней за неделю выросло более чем на 600. Причиной всплеска стало, вероятно, предложение помощника президента РФ Аркадия Дворковича о возможной отмене денежного поощрения за хорошую успеваемость. Заметно, что большинство высказавшихся в комментариях к статье — нынешние студенты.

Многие из них указывают на необходимость повышения суммы выплат, их привязки к прожиточному минимуму, а некоторые призывают прописать в законе термин «социальная стипендия». Кроме того, много откликов собрали статьи об основных правах и мерах социальной поддержки обучающихся (Статья 34 — 383 отклика) и о гарантиях для педагогов (Статья 49 — 463 отклика), тогда как, например, единый государственный экзамен обсуждается достаточно скромно (91 отклик) — фактически это может означать, что общество его в целом приняло.

На протяжении трех месяцев все поступившие замечания регулярно рассматривались комиссией по подготовке нового закона, возглавляемой советником президента РФ Вениамином Яковлевым. При этом комиссия нередко предлагала и свои поправки. Так, на одном из заседаний было предложено уйти от деления вузов на институты, университеты и академии с возможностью сохранения и использования вузами их старых названий (в то время как в нынешней редакции законопроекта содержится положение о разделении всех вузов на колледжи, институты и университеты и о переименовании академий).

Завершение общественного обсуждения законопроекта проходит на фоне споров вокруг ФГОС среднего общего образования, соблюдение которых, согласно документу, является гарантией качества полученных школьником знаний. Граждане, возражающие против новых ФГОС, уверены, что нельзя «объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина», и математику, «представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука».

Еще одной «жаркой» темой, осложняющей законодательную дискуссию, является будущее положение творческих училищ. По мнению культурной общественности, хореографические и танцевальные высшие учебные заведения должны получить в законе об образовании свой «особенный статус» и возможность отступать от стандартов.

В настоящее время свои альтернативы законопроекту об образовании готовят некоторые политические партии, среди них — КПРФ.

Вместе с тем в Министерстве образования и науки уверяют, что «комиссия по подготовке закона после 1 февраля максимально проанализирует все поступившие предложения, замечания и дополнения и затем выйдет с итоговым документом, который будет учитывать интересы всех участников образовательного процесса». 

1nsk