«Звездная пыль»: сказка для взрослых

Мировую премьеру фэнтэзи с пиратами-трансвеститами Новосибирск увидел первым Наивный романтик Тристан (Чарли Кокс) из уютной английской деревушки в пылу обожания обещает прекрасной, как Барби, и столь же пустоголовой деве (Сиенна Миллер) упавшую с неба звезду. Для этого ему придется отправиться в Волшебную страну, куда и упала звезда, которая по тамошним законам природы окажется не скучным куском породы, а актрисой Клер Дейнс. Сопротивляющуюся звезду Тристан потащит в подарок своей красавице. А тут на пути ведьмы, единороги, призраки и летучие пираты! И при всем этом кино скорее для взрослых. Тут и шутки про геев, и жестокое обращение с животными, и режиссер с криминальным прошлым…

Мировую премьеру фэнтэзи с пиратами-трансвеститами Новосибирск увидел первым
Наивный романтик Тристан (Чарли Кокс) из уютной английской деревушки в пылу обожания обещает прекрасной, как Барби, и столь же пустоголовой деве (Сиенна Миллер) упавшую с неба звезду. Для этого ему придется отправиться в Волшебную страну, куда и упала звезда, которая по тамошним законам природы окажется не скучным куском породы, а актрисой Клер Дейнс. Сопротивляющуюся звезду Тристан потащит в подарок своей красавице. А тут на пути ведьмы, единороги, призраки и летучие пираты! И при всем этом кино скорее для взрослых. Тут и шутки про геев, и жестокое обращение с животными, и режиссер с криминальным прошлым…

Правда, прошлое режиссера Мэтью Вона, ранее известного в качестве продюсера, криминальное только в жанровом смысле. В качестве продюсера Вон работал с главным летописцем британских братков Гаем Ричи над фильмами «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» (кстати, на свадьбе Ричи и Мадонны Вон был шафером, а позже и сам женился – на девушке по имени Клаудиа Шиффер). Как режиссер Вон дебютировал в 2004 году криминальной опять же драмой из жизни наркодилеров «Слоеный пирог».

С таким послужным списком трудно ожидать от постановщика «Звездной пыли» чересчур серьезного отношения к белым единорогам и злым колдуньям. Поэтому «Пыль», которая в России вышла на день раньше, чем в мире, получилась в меру ироничной и издевательской. За особенно разухабистый стеб отвечает капитан Шекспир (Роберт Де Ниро), по профессии – вожак немытых и небритых пиратов, по душевной склонности – ужасно чувствительный и жеманный гомосексуалист, тайком переодевающийся в бальные платья. За черный юмор отвечают мертвые и сильно изуродованные принцы, которые слоняются в виде мутноватых черно-белых призраков на заднем плане, комментируя все, что происходит. Дело в том, что сыновья короля Волшебной страны (очень короткое появление Питера О’Тула) без особой рефлексии, с легкостью, которая возможна только в сказках, поднимают руку на брата – до коронации должен дожить только один наследник.

Кастинг тоже получился удачным – зловеще хохочущая Мишель Пфайффер играет одну из троицы ведьм – не цветущих иствикских ведьм, а дряхлых жабообразных мегер. И Пфайффер, и Де Ниро в своих ролях отрываются на всю катушку, придавая трогательной в общем-то сказке оттенок довольно дурацкой, но смешной комедии. Натурально, забавно и по-сказочному выглядят почти все эпизодические персонажи. Малоизвестный Чарли Кокс отлично вписался в образ чуть-чуть замороженного деревенского простофили. Раздражать может разве что чересчур гримасничающая Клер Дейнс в роли звезды.

«Звездная пыль» оправдывает красивое название – на экране постоянно действительно сказочно живописные и почти осязаемые виды: зеленые долины и извилистые дороги, сияющие ледяные глыбы на морском берегу и головокружительные обрывы… На разбухших от воды облаках можно твердо стоять ногами в ожидании появления самого прекрасного предмета из реквизита «Звездной пыли» – летающего пиратского корабля, напоминающего изобретения Хаяо Миядзаки. Честно говоря, спецэффекты в «Звездной пыли» по сравнению с последними блокбастерами выглядят не особенно сногсшибательно. Но это не страшно – «Звездная пыль» очень напоминает те времена, когда главным в фильме-сказке было внятно, понятно и интересно рассказать историю, а не утопить ее в тоннах дорогостоящей графики.

В целом от «Звездной пыли» остается ощущение хорошо проведенного времени и легкая эйфория напоследок. Это красивая сказка, стильно показанная и увлекательно рассказанная. Сказка, в которой неизбежный сладкий романтический сироп в нужных пропорциях разбавлен мрачноватыми-жутковатыми деталями и иронией. Кажется, именно так и нужно рассказывать сказки взрослым (да и детям). Детям «Звездная пыль» тоже должна понравиться, если только родителей не смутят призраки с топором, торчащим из головы, привычка ведьм гадать на внутренностях животных и вопросы, зачем дяденька переодевается в женское платье.

Создателям «Пыли» удалось сохранить дух литературной основы – небольшой книжки великолепного развлекателя Нила Геймана, американского писателя, который однажды посетовал, что взрослые стали «угнетаемым большинством, потому что никто не пишет им сказок». Точнее, никто, кроме самого Нила Геймана. Сказки Геймана собраны из литературных штампов и сюжетов еще более древних, чем сама литература, но эта потрепанная колода тасуется так ловко, что глаз не оторвать. «Звездная пыль», которая стоит ближе к «чистому» фэнтези, отличается от других романов Геймана, в которых страшная сказка часто накладывается на современный урбанистический пейзаж. И получается, например, современная Америка, в которой до сих пор среди людей неузнанными бродят герои мифов всех народов мира, некогда привезенные в Новый Свет эмигрантами, а теперь всеми забытые и терпящие поражение от богов новых цифровых технологий («Американские боги»).

Кстати, в 2009 году планируется выход мультфильма по геймановской «Коралине», которую называют «Алисой в стране чудес» в пересказе Стивена Кинга, – прекрасной сказке о девочке, которая обнаруживает за стенкой своей квартиры точную копию собственного жилища и точную копию собственных родителей. Вот только на месте глаз у «других» папы и мамы пришиты черные блестящие пуговицы…

Елена Полякова

1nsk