Пожалуйста подождите

Новосибирск: Город, где я

24 декабря 13:51
Рейтинг 0 - +    Эмоции
комментариев: 1
«Город где я» - режиссерская версия фильма «Настроение города», снятого телекомпанией LBL по заказу компании «Юнитон», - говоря языком брендмейкеров, нового презентационного кино про Новосибирск. Великолепная по картинке, монтажу, графике и темпоритму работа в меру пафосна, в меру иронична, в меру лирична и очень соответствует тому, что можно назвать «н-ским духом» - энергичному, добродушному, насмешливому и сентиментальному отношению к себе и окружающим.

Представительское кино – проклятье документалиста и хлеб рекламщика. LBL по этим делам в Сибири, конечно, главные. Да и не только в Сибири: вот на первом российском фестивале бренд-фильмов взяли все три первых премии. Но представьте себе, что вы достигли профессиональных высот в деле производства высокодуховного корпоративного видео про угольные разрезы, сухарики к пиву, авиакомпании и заводы и вдруг неожиданно получаете заказ: сними то, что хочешь, про то, что любишь. Под последним имеется в виду город, в любви к которому авторы фильма публично расписались на закрытом показе режиссерской версии в "Умной среде", а под первым - полный карт-бланш на выбор материала, сценария, стилистики и героев. Чтобы снять такое, надо первым делом изгнать из себя беспринципного рекламного беса, которым движет исключительное стремление к запредельной красоте видео-звукоряда и аппетитной картинке.

И в этом смысле продюсер Борис Мамлин, режиссер Алена Олейник и журналист Ольга Морозова проделали огромную работу. Во всяком случае у них хватило мужества признать, что город наш – серый и даже – страшно сказать! - никаким центром России не является, сдержать традиционное придыхание при произнесении кодовых н-ских паролей «Академгородок» и «Оперный театр» и не показать в фильме ни одного официального персонажа. Ну натурально, нет в нем ни директоров крупных градообразующих предприятий, ни руководителей учреждений культуры, ни главных архитекторов, ни президиума академии наук, ни политического истеблишмента.
Герои фильма – музыковед Владимир Калужский, предприниматель Алексей Казаринов, архитекторы Александр Ложкин и Игорь Поповский, социолог Надежда Вавилина, художники - классик Александр Шуриц и радикал Константин Скотников, писатель Геннадий Прашкевич, ресторатор Алик Аншер и другие. И говорят они человеческим языком, размышляя над собственной жизнью в городе, где оказались волею случая, прожили большую жизнь и частью которого стали сами.

Еще в фильме нет ни одного завода или производственного сюжета. Вместо них – неожиданный ход в описании Новосибирска – море и девушки. Иногда в иногородних гостиницах, заполняя анкеты с домашним адресом: «город - Новосибирск, улица - Морской проспект», я ловлю насмешливые взгляды администраторш. Как-то одна из них так и спросила: «Вы что, издеваетесь, что ли? Какое море в Новосибирске?» Свое собственное море в глубине континента мы не оцениваем ни как ужасное везение, ни как уникальное явление, традиционно пытаясь доказывать всему миру хозяйственную пользу новосибирской ГЭС, и этот поворот продюсерской мысли в полной мере уникален.

Стилистика и настроение фильма замешаны на иронии и любви – чувствах, которые только «свои» могут позволить себе по отношению к «своему» - и лишь к концу авторов пробивает на легкий пафос и неприкрытую сентиментальность. Герои, разговорившись, один за другим признаются, что никуда отсюда не уедут, звучит щемящий закадровый диалог между городом и волшебной сероглазой красавицей, отбывающей в урбанистическую даль на трамвае. История завершается берущей за душу музыкой Сергея Фалетенка и Евгения Каргаполова и наплывающим экранным полем «Город, где я…» Возвышенное настроение сбивается на последнем кадре под издевательский коротенький официозный припевчик: «Мой Новосибирск родной», - от которого как-то отпускает.

Примерно между этими крайностями - любовью и сарказмом - и балансировало обсуждение фильма в «Трубе» на «Умной среде». «Мало критики!» - кричала радикально настроенная молодежь: «Мало частного сектора и неприглядностей!» «Мало двориков и истории», - говорили кто постарше. «Мало современности», «Мало культуры» и т.д. Однако постепенно, как и фабула самого фильма, разговор свернул в сторону всеобщей любви и рефлексии. Зазвучали лирические рассуждения про нашу новосибирскую самодостаточность, про взросление города-подростка, про то, что Новосибирск притягивает и, хоть мы как жители мегаполиса и нового света и можем позволить себе такую роскошь, как юмор и критическое отношение к родному городу, но любим его крепко, прямо один крепче другого. Градус любви, как и в самом фильме, слегка охладил постскриптум – завершающее замечание художественного руководителя филармонии Владимира Калужского: «А все-таки главное в Новосибирске – это широкие улицы и красивые девушки».

Кино «Город, где я» - полностью вне формата. Слишком ироничное для рекламного и слишком красивое для документального. Зато всех цепляет и всем нравится. А что нам с того? Мы, новосибирцы, и сами претендуем на неформатность, открытость и предпринимательский подход к жизни и не слишком заморачиваемся на исконно-пасконный патриотизм, сибирскую идентичность и соответствие канонам. Главное достоинство фильма – то, что он сделан со вкусом, и даже в самые возвышенные моменты не сбивается на фальшивые интонации и дешевые сантименты. А главный недостаток – в том, что купить его пока невозможно: вопросы распространения сейчас решаются с заказчиком и спонсорами.

Ася Холанская
Источник: Кухня


Но зато фильм можно посмотреть в подкастинге 1нск:
Метки меток нет

комментарии

К первому непрочитанному