Пожалуйста подождите

Сумма контрактов МАКС-2007 в 2 раза ниже аналогичн

26 августа 16:36
Рейтинг 0 - +    Эмоции
комментариев: 0
Шумиха, поднятая россиянскими СМИ вокруг авиакосмического салона МАКС-2007, достигла поистине космических высот. Но вот назвать реальные итоги выставки убедительными никак не получается. Сейчас главным критерием успешности считается сумма заключенных контрактов, но вот как раз этот показатель и не впечатляет. Если на МАКС-2005 контрактов и протоколов оформили почти на 4 млрд. долл., то в этом году набирается едва ли половина этой суммы. Причин тому несколько. Во-первых, чем авторитетней салон, тем больше “звучит” заключенная на нем сделка и аэродром в Жуковском уступает здесь Ле Бурже и Фарнборо. Во-вторых, западные компании предпочитают подписывать контракты на “своей” территории. В-третьих, устроители салона должны позаботиться, чтобы сделки оформляли у них, потому что это поднимает уровень выставки. Если же их, как в случае МАКСа, интересуют только сбор аренды и доходы от входных билетов, нечего ожидать серьезных результатов. В-четвертых, должна быть поддержка государства в этом вопросе. А россиянское руководство, освятив МАКС своим визитом, в подписании документов участия не принимало. А это сразу делает авиасалон неким частным мероприятием, и отношение к нему соответственное.

Многотомные контракты готовятся годами, но их подписание происходит в наиболее выгодном в плане пиара месте. МАКС таким местом не является и потому утверждения, что Московский салон выходит на уровень Ле Бурже и Фарнборо, по меньшей мере наивны. За три дня июня в Ле Бурже было подписано твердых контрактов на продажу 375 самолетов, а вместе с опционами и протоколами о намерениях их число достигло 556, общей стоимостью 100 млрд. долл. На этом фоне сумма МАКСовских контрактов оказывается исчезающе малой.

Космическая часть выставки также не стала поводом для триумфа РФ. Запуски ракет демонстрировавшегося на МАКСе перспективного космического ракетного комплекса (КРК) “Ангара” ГКНПЦ им. М.В.Хруничева по планам должны были начаться еще в прошлом веке. А сейчас обещают, что первая легкая “Ангара-1.1” взлетит из Плесецка не ранее 2011 года. Когда “Ангара” только проектировалась, считалось, что ее использование позволит предложить клиентам более выгодные условия по запускам, чем американцы, разрабатывавшие в то время “Атлас-5”, или европейцы со своим “Арианом-5”. Сегодня эти ракеты летают, а “Ангару” только через 4 года начнут испытывать, причем, несмотря на все уверения, это далеко не факт. Ко времени завершения испытаний и у НАСА, и у ЕКА появятся свои новые ракеты-носители, не уступающие “Ангаре”, и возможности космического “извоза” для РФ существенно сократятся.

Гвоздем космической экспозиции предыдущего МАКС-2005 был полноразмерный макет перспективного многоразового пилотируемого корабля “Клипер”, представленный РКК “Энергия”. А вот на МАКС-2007 корпорация не представлена. Николай Севастьянов, уже бывший президент РКК, был отправлен в отставку за три недели до открытия салона. Официальная причина – разногласия с руководством Роскосмоса по планам в области пилотируемой космонавтики. Широко разрекламированный в свое время конкурс на создание в России перспективной пилотируемой транспортной системы, в котором должен был участвовать и “Клипер”, тоже не состоялся.

С подачи европейцев провозглашена программа очередной модернизации корабля “Союз”, который не только продолжит доставку сменных экипажей на Международную космическую станцию, но и должен стать чуть ли не базовым для перспективной лунной программы. Остается непонятным, как будет обеспечиваться дальнейшее функционирование МКС. Американцев она уже практически не интересует. Все, что им было нужно для подготовки своих будущих лунных и межпланетных полетов, они от МКС получили и еще неизвестно выполнят ли они свое обещание обеспечить рейсами “шаттлов” для завершения строительства станции. Безусловно, для всех партнеров по проекту международная станция должна была стать новым шагом в освоении космического пространства. За исключением России. Для отечественной космонавтики - это повторение пути, по которому она шла свыше тридцати лет, когда расходы на пилотируемые полеты составляли большую часть космического бюджета.

Все исследования проведенные с 2000 по 2006 год на борту станции, выполнялись и на “Салютах”, и на “Мире”. А, несмотря на подготовленную российскими учеными обширную программу в интересах фундаментальной науки, за шесть с половиной лет эксплуатации МКС в пилотируемом режиме имела место только одна попытка начать ее реализацию. Таким образом, роль РФ в МКС, по сути, свелась к банальному коммерческому извозу.

Источник: rus-sky.com
Метки меток нет

комментарии

К первому непрочитанному