Пожалуйста подождите

Железнодорожный вокзал "Новосибирск - Главный"

09 августа 20:11
Рейтинг +0+5,63 - +    Эмоции
комментариев: 8

Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный поныне остается одним из самых крупных на всей сибирской магистрали. Здание вокзала имеет важное градостроительное значение. Оно хорошо просматривается из центра города и замыкает Вокзальную магистраль, которая объединяет центральную часть города и привокзальную площадь, носящую имя Гарина-Михайловского. Ее площадь – около 4 га. Кроме Вокзальной магистрали, широкой и относительно короткой улицы (ее длина всего около 1,5 км), от привокзальной площади начинаются еще две магистральный улицы: Ленина и Челюскинцев.

Начинали его строить в 1932 году. На Всесоюзный конкурс эскизных проектов новосибирского вокзала, организованный Московским архитектурным обществом в 1929 г., поступило 45 проектов, 12 из которых были премированы. Первую премию получил проект архитектора Н. Г. Волошинова, но проект на выставке в Новосибирске в июле 1930 г. подвергся резкой критике, и городская планировочная комиссия внесла в него ряд корректив. В заключении комиссии отмечалась недостаточная площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения, удаленность камер хранения ручной клади от входов в вокзал. Вместе с этим комиссия высказала неудовлетворение «архитектурным оформлением здания», утверждая, что сооружение в проекте «скорее походит на конструкцию коробки для производственных зданий», чем на пассажирский вокзал. Дальнейшая разработка эскизного проекта Н. Г. Волошинова была поручена киевскому отделению Гипротранса, где проект сооружения претерпел значительную трансформацию. По рабочему проекту из Киева были заложены фундаменты вокзала.

Интересно, что в первом проекте вокзала здание было расположено не параллельно железнодорожным путям, а над ними, и на каждую платформу предусматривался отдельный выход. В дальнейшем, уже в процессе строительства, в проект также вносились изменения. Однако скоро монолитные железобетонные рамные конструкции, плоские крыши и вообще архитектурный облик вокзала вызвали сомнения у технического руководства «Сибстройпути».

Начались новые пересмотры проекта, а затем «Сибстройпуть» поручил архитектору Б. А. Гордееву составление коррективного эскизного проекта вокзала. Проект Б. А. Гордеева подвергся экспертизе архитекторов Г. Б. Бархина и А. 3. Гринберга; они не только рецензировали проект, но и предложили так называемую «схему А». Архитектура вокзала по сравнению с первоначальным конкурсным проектом претерпела значительные изменения: через конструктивистскую архитектуру по киевскому проекту, через ряд вариантов в формах схематизированного и упрощенного классицизма до окончательного весьма эклектичного варианта с различно прорисованными деталями – ближе или дальше от приемов ордерной архитектуры. «Улучшать» архитектуру вокзала представлялось весьма сложным делом. Монолитные железобетонные конструкции, возведенные по киевскому проекту, нужно было трансформировать в разнообразные формы ордерной архитектуры, которые уже прочно вошли в творческую практику архитекторов. Сибирское отделение «Стандартгорпроекта» составило окончательный проект вокзала в Новосибирске на четыре тысячи пассажиров.

Центральная часть вокзала приобрела композицию типа триумфальной арки, обрамленной пилястрами «тосканского» ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала. Огромная арка символизирует «ворота» в город – это традиционный прием, часто встречающийся в архитектуре вокзальных зданий. Именно этот элемент является наиболее ярким и хорошо просматриваемым издалека. Фасады имеют трехчастное членение по высоте: цоколь, средняя часть и аттиковый этаж.

Самое большое помещение – зал ожидания – перекрыто металлическими фермами, в покрытии кассового зала использован редкий конструктивный прием – параболический свод-оболочка из монолитного железобетона. Сводчатому покрытию соответствует арочное очертание большого окна-витража. Со стороны города здание имеет выразительный ассиметричный силуэт, акцентированный с северной стороны башней.

Главный недостаток архитектурной композиции вокзала заключается в том, что его невозможно визуально охватить в целом со стороны площади, хотя по проекту вся гармония его архитектуры строилась именно на таком восприятии. Вокзал расположен значительно ниже привокзальной площади, т. к. в соответствии с требованиями технологии вокзальных зданий, он должен находиться в непосредственной близости от железнодорожных путей и на одном уровне с ними. Поэтому нижний этаж здания виден только со стороны путей, а входы в вокзал устроены с площади на второй этаж посредством двух мостиков, ведущих в центральный холл-вестибюль. На втором этаже также находятся кассовый зал и зал ожидания. Для выхода на перрон устроен виадук-конкорс – теплый коридор над путями – и два туннеля, обеспечивающие связь пассажиров с поездами. В первом двухсветном этаже вокзала, связь с которым осуществляется при помощи широкой лестницы, находится нижний зал ожидания, отделение связи, ресторан.

В 1997–2000 годах был проведен капитальный ремонт здания по проекту института «Сибжелдорпроект». В работе над проектом реставрации принимали участие архитекторы А. З. Гайдуков, Е. И. Почивалов, И. Башкиров, главный инженер проекта А. В. Розуменко. При работе над проектом использованы материалы архива Западно-Сибирской железной дороги: рабочие чертежи, разработанные в 1934–1938 гг. Горстройпроектом, Сибтранспроектом, изучались фотоматериалы.

В проектном решении и при реализации реставрационного проекта предусматривалось максимально полное восстановление внешнего облика здания. До начала строительных работ было выполнено исследование штукатурных составов в лаборатории строительных материалов НИИЖТа, что позволило применить окрасочные составы, обеспечивающие долговечность и высокие эксплуатационные качества на основе совместимости со штукатурным слоем. В процессе реставрационных работ были воссозданы утраченные рустовочные швы над аркой центрального витража. После исследования состояния камневидной штукатурки, покрытой многолетним слоем черной краски, было восстановлено первозданное покрытие камневидной штукатуркой серого цвета на наружных стенах первого этажа. Порталы входов на первый этаж и их козырьки для обеспечения долговечности облицованы гранитом сибирского месторождения, не отличающегося цветом и текстурой от декоративного штукатурного покрытия.

Цветовое решение фасадов также было восстановлено на основе исследования многолетнего окрасочного покрытия, где был обнаружен исторически достоверный цвет, неоднократно встречающийся в первых слоях. При этом восстановлены нарушенные принципы окраски элементов. Так, например, возвращены принципы окраски угловых объемов и ордерной системы главного входа, возвращен белый цвет замковым камням в арочном обрамлении окон. Восстановлена покраска базы пилястры главного входа, возвращен принцип объемной (трехсторонней) покраски выступающим элементам фасада: пилястрам, пояскам, наличникам, карнизам, белая окраска медальонов над главными входами.

Этот же принцип – максимально полное восстановление первоначального вида – стал основным при реставрации конкорса. Была выполнена мраморная облицовка стен с сохранением членений, пропорций и стилистики, свойственных этому коммуникационному помещению с постоянным потоком пассажиров. При этом были заново созданы капители пилястр, отреставрированы все потолочные рельефы, настенные профилированные пояски, сечения балок и кронштейнов под ними. Потолочные светильники, предусмотренные в проекте, соответствуют стилю, времени и назначению помещения. Гранитные плиты полов уложены в простой и строгий рисунок, выявляющий основное направление движения пассажиропотока.

Реконструкция затронула и Восточный зал вокзала. После исследования архивных чертежей и фотографий появилось одно из существенных проектных предложений: восстановление заложенных порталов на Иркутском торце зала, позволяющее упорядочить решение торцовой стены, вернуть утраченные элементы интерьера. Кроме того, здесь была обновлена мраморная облицовка центральной лестницы зала, заменены стершиеся, утратившие форму гранитные ступени на новые, из аналогичного темного камня (габбро).

Реставрация потолка Восточного зала, прежде всего, связана с воссозданием утраченной большой розетки под центральную люстру, с восстановлением поврежденных и утраченных элементов декора. Реализован изначальный авторский замысел, обнаруженный в архивных чертежах, о струящемся через потолочные люк-сферы свете: за матовым остеклением, закрепленным на восстановленных металлических переплетах, размещены лампы дневного света. Центральная люстра воссоздана по сохранившейся архивной фотографии с использованием элементов других сохранившихся люстр и с учетом проектных разработок, обнаруженных в архивных чертежах. Выполнены заново с сохранением сечений все декоративные рельефы, а также капители колонн, реставрированы подпотолочные кронштейны, обрамления порталов и окон.

Во время реконструкции залов первого этажа вокзала были воссозданы многие элементы, утраченные в процессе предыдущей реконструкции, проводившейся в 70-х годах прошлого века: кессонные потолки, потолочные розетки, порталы с восстановлением рельефных обрамлений, оконные и дверные блоки, решетки, ограждения, люстры, бра и т. п. Была также демонтирована поздняя двухэтажная пристройка в центральном вестибюле, раскрыты и реставрированы два подземных перехода со своими главными лестницами. Кроме того, при ремонте тамбуров главных входов под позднейшими кирпичными облицовками обнаружены исторические облицовки плитами из искусственного камня (оселкового мрамора) зеленого цвета; облицовки таким же материалом, но красно-коричневого цвета, были вскрыты на значительных участках стен в вестибюле при камерах хранения багажа. Это раскрывает начальный замысел авторов проекта вокзала. Кроме того, в здании вокзала полностью воссозданы из дуба все оконные и дверные блоки на основе архивных чертежей с воспроизведением стилистики утраченных элементов.

С профессиональным праздником всех работников железной дороги!


комментарии

К первому непрочитанному 
  • Пост утонул под мостом. Показать
  • 9 августа 2011 | 20:37 (ссылка #1693935)
    +3,43 - + Сообщить модератору
    тока ради поржать над опечаткой?
    Нравится:
  • приманил Снокк и написал
    9 августа 2011 | 20:48 (ссылка #1693938)
    +3,39 - + Сообщить модератору
    ГГ
    С профессиональным праздником всех работников железной дороги!
    А где запоздалое поздравление с новым годом?
    Нравится:
  • 9 августа 2011 | 20:54 (ссылка #1693940)
    +3,43 - + Сообщить модератору
    Я в воскресение "клевал" барную стойку на работе вместо выходного, а инет у меня только дома =/
    Нравится:
  • приманил Снокк и написал
    9 августа 2011 | 21:08 (ссылка #1693947)
    +5,24 - + Сообщить модератору
    ГГ
    Что-то мне подсказывает, что долго ты её клевал:-) Вторник к концу подходит, мог бы уже пропустить сие событие:-)
    Нравится: ,
  • 9 августа 2011 | 21:13 (ссылка #1693948)
    +3,43 - + Сообщить модератору
    С субботы, ну как же пропустить, уж лучше поздно чем никогда, и так концерт на Ленина пропустил :-)
    Нравится:
  • приманил Снокк и написал
    9 августа 2011 | 21:26 (ссылка #1693951)
    +5,24 - + Сообщить модератору
    ГГ
    Не много пропустил... Но это действительно лучше, чем сидеть на работе... 
    Я тоже Гарика Сукачёва пропустил, а остальные меня не интересовали:-)
    Нравится: ,
  • 11 августа 2011 | 10:05 (ссылка #1694254)
    0 - + Сообщить модератору
    я тут недавно тоже про вокзал писал.
  • Подписаться