Пожалуйста подождите

Альтруизм и мизантропия

14 апреля 20:24
Рейтинг +0-0,33 - +    Эмоции
комментариев: 0

Предисловие

Человеку не хватает Зла, что бы стать добрее.

Приведенные в тексте примеры призваны проиллюстрировать логику и/или общую картину, фон действия, в них не учитываются мелочи с сослагательные нюансы – это дело десятого порядка, кому интересно – займитесь сами.

В связи с многогранностью темы и понятий, ниже будут даваться конкретные определения оперируемых понятий, с пояснениями и дополнениями, что бы исключить вопросы типа: «Но? А если? А ещё вот так?». Весь текст построен на определенных мною понятиях, частные случаи освещены либо в контексте темы, либо выброшены за несостоятельностью, неактуальностью; критика с позиции выброшенных частных определений заочно несостоятельна.

Альтруизм


Альтруизм - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Нравственное предопределение альтруизма естественно, так как он свойственен тем обществам, где нравы и мораль располагают к такому роду деятельности. Где эти нормы иные – там можно альтруизм и вовсе не встретить.

Бескорыстность действий подразумевает отсутствие выгоды в результате выполнения действий, во благо другого. Но разве не будет являться выгодой факт удовлетворения от выполненной работы? Бессознательно, но человек преследует цель получить чувство удовлетворения от результата и/или чувство удовольствия от процесса удовлетворения интересов другого человека * Человек не может не осознавать позитивные эмоции, которые он испытывает от своей деятельности и, в последующие разы, сознательно или бессознательно этот акцент будет нарастать. Фактически, когда человек перестанет получать удовлетворение в результате своих «бескорыстных» действий, он перестанет их выполнять; проявляется граница альтруизма с прагматизмом. Так как подавляющая часть общества хотя бы раз в жизни сталкивалась с проявлением альтруизма в своей жизнедеятельности, то человек не мог не заметить чувства собственного удовлетворения, спроецировать свой опыт на других людей и сделать очевидный вывод о не бескорыстности этого действия. Зная это и продолжая декларировать данное выше определение, общество идет на молчаливый компромисс, умалчивая не бескорыстность альтруизма, и в то же время, создавая ему обратный образ. Каждый хочет казаться лучше, чем есть, даже если все знают, что это не так. Важен не ты сам, а твой образ. Это объясняет принятия определения альтруизма как аксиомы и давление на очевидные альтруистские порывы тех людей, чьи жизненные установки отличны от установок диктующего большинства (на деле – меньшинства и подчиняющегося большинства), как в лучшую, так и в худшую сторону (люмпены).

Альтруист действует во благо других людей. Какое понимание блага он вкладывает в свою деятельность? Решивший помочь алкоголику альтруист будет выглядеть в глазах объекта насильником, ведь он не хочет его угощать, а хочет разлучить его с объектом вожделения. В то время как альтруист сам себя видит не иначе, как спасителем, ведь он удаляет из жизни алкоголика то, что делает его жизнь несчастной и асоциальной, тут альтруист может позволить себе мысль, что он фактически спасает общество в лице алкоголика – непозволительное проявление эгоизма, не так ли? Но, альтруист этого не осознает и самовосхваление не является его целью, пока он не выйдет к границе своего принципа. Отсюда можно сделать вывод, что альтруист всегда руководствуется своими понятиями о Благе, Добре и Зле, которые, не всегда совпадают с аналогичными понятиями объекта действия. Как следствие, альтруистом может быть и человек, выступающий за легализацию эвтаназии, как гуманного акта помощи тяжело больным, и отсутствие его выгоды очевидно, или человек, выступающий за повышение социальных дотаций малоимущим, тут отсутствие выгоды тоже налицо (даже больше: бремя дотаций ляжет на его – налогоплательщика – плечи). Можно ли считать альтруистом человека, который бескорыстно совершил действия для удовлетворения интересов человека, которые лежали в криминальной сфере? Ведь, по сути, соблюдая свой принцип (пусть даже неосознанно), он совершил преступление, а преступление априори не несет пользы обществу, но несет пользу тому, чьи интересы он помог удовлетворить. Возникает моральная дилемма регулирования альтруистских позывов, которую решают общие морально-нравственные нормы общества, при условии не размытости оных.

Объект действия альтруиста – это человек, или люди. Тут все очевидно, альтруист может проявлять заботу, как об отдельном индивиде, так и о социальной группе или о человечестве в целом, это субъективный момент.


Продолжение и окончание 

www.trashartnsk.ru/blog/?id=11


комментарии

К первому непрочитанному