Пожалуйста подождите

Аэрофобия или как преодолеть страх полета

17 декабря 21:17
Рейтинг 0 - +    Эмоции
комментариев: 11

Нельзя объять необъятное и сравнить несравнимое, но статистика вещь упрямая, и не так страшен черт, как его проявления в нашей жизни в виде различных фобий. Особенно, в наше богатое происшествиями время и в "доступность" и даже "навязчивость" информации СМИ по любому происшествию, особенно авиационному. Т.е. авиапроишествие на другом конце земного шара, теперь способно заставить вздрогнуть гражданина или гражданку на этом. Особенно, если между этими событиями часто не проходит и месяца.

Шер, Вупи Голдберг, Джоан Вудворт, Тони Кертис, Лоретта Линн панически боятся самолетов. Арета Франклин однажды отказалась от выгодных гастролей по Европе только из-за страха авиаперелета. А Дэвид Боуи во время гастролей в России по этой же причине добирался из Владивостока в Москву транссибирским экспрессом, а не авиалайнером.

Отдельные западные авиакомпании, даже открывают специальные курсы и лечебные центры для пассажиров, настолько велик экономический ущерб от этой болезни.

Так почему же взрослые и умные люди боятся летать? Почему дети не страдают аэрофобией? Откуда берется "страх полета"? Почему нас не пугают "кровавые сводки ГАИ" и вводят в состояние прострации достаточно редкие авиапроишествия? Попробуем разобраться.

Мы боимся всего, чего не понимаем, и действительно, человек заключенный в "консервную банку с крыльями" и со скоростью пули перебрасываемый за 4 часа из Москвы в Африку (Египет) зачастую не понимает, самого механизма полета, и на всякий случай этого ужасно боится.

Страх — неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того, реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому-либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь привидений и т. д.). Страх представляет собой одну из основных эмоций; ощущение устойчивых страхов называется "фобией". Фобия (от др. греч. φόβος - страх) - иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также отношения неприязни и ненависти к чему-либо - страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме (Википедия). Тут же приводится достаточно полный список фобий: от экзотической аблютофобии - (страх мыться) до энтомофобии - боязни насекомых (в алфавитном порядке).

К сожалению, одна из фобий в большей или меньшей степени присуща практически всем гражданам взрослого (см. ниже) возраста. Аэрофобия, изрядно отравляет нам жизнь в самые приятные моменты, а именно в пору отпусков или командировок. Причем самое ужасное, что эта фобия достаточно внезапно вырабатывается не у детей, а у взрослых людей со сформировавшимся мировоззрением и убеждениями, что делает ее наиболее неприятной.

Аэрофобия (авиафобия) может быть как отдельной фобией, так и свидетельством других фобий, например, клаустрофобии (боязни закрытых пространств) или акрофобии (боязни высоты). Аэрофобия в первую очередь является не болезнью, а симптомом. По разным данным обычно аэрофобия появляется после 25 лет. От 15 % до 25% взрослого, активного населения страдает аэрофобией уже в заметном для остальных пассажиров виде. Таким образом, при 85 млн взрослого населения России боится летать от 12 до 16 млн человек. К счастью, аэрофобия является болезнью, излечимой примерно в 90% случаев. Разумеется, в случае ее лечения у психолога или психиатра, что при российском менталитете считается, чуть ли не позором. Среди нашего мужественного населения.

И, конечно, абсолютно неизлечима в принципе "аэрофобия родственников". Окружение более волнуется за "летящего", чем сам авиапассажир, и семья, летящая в полном составе, как правило, лететь не боится, зато боятся все друзья и родственники. Вот такой вот получается парадокс.

Лично мне удавалось снизить аэрофобию среди своих знакомых исключительно авторитетом бывшего летчика и статистикой: "Для того чтобы попасть в авиакатастрофу надо летать ежедневно в течение 60 лет, да и то, вероятность погибнуть, составляет всего одну восьмую".

Плюс необычайно полезно бывает привести статистику гибели на дорогах типа: "За 2008 год на дорогах России в ДТП погибло более 25 000 человек, и было ранено более 180 000 человек". По неофициальным же данным, количество раненых достигает 300 000 человек и более.

Не могу сказать, что успехи были совсем уж впечатляющими, но, тем не менее, некоторым помогало.

Увы, для авиафобов статистика, как правило, является слабым утешением. За последние 6 лет страх полетов у людей увеличивается с каждым рейсом. Некоторые дрожат, другие кричат, третьи стараются глубоко дышать во время перелета, что приводит в панику соседних пассажиров.

Малоуспешным было объяснение "почему самолет летает" - летает по двум причинам: двигатель создает тягу, а крыло - подъёмную силу. Тяга может быть реактивной - за счет закона сохранения импульса при истечении массы газов, или за счёт отбрасывания лопастями пропеллера массы воздуха.

А подъёмная сила создается установкой крыла под некоторым "углом атаки" вверх (>=0) и профилем крыла, при котором верхний поток воздуха обтекает крыло быстрее нижнего. Давление воздуха обратно пропорционально скорости потока, т.е. сверху на крыло воздух давит меньше, чем снизу. Подъёмная сила - разность этих давлений. Это объяснение вызывает совсем уже много вопросов, которое не способствует устранению аэрофобии. Так же устранению аэрофобии не способствует использование поисковых машин не по назначению, и изучению "страшилок" по запросам "катастрофа самолетов" и так далее.

Свой вклад в копилку аэрофобов вносят граждане, сами аэрофобией не страдающие, и которым в силу внутренней ограниченности кругозора, аэрофобы кажутся необычайно смешными и забавными. Их (аэрофобов) они любят по-дружески "подкалывать" и смеяться над их страхами, чем вгоняют несчастных аэрофобов в еще больший ужас. Вторая категория врагов аэрофобов, это "сказочники", которые начитались СМИ и считают своим долгом рассказать несчастному аэрофобу одну из стандартных "уток", кои я слышал неоднократно, особенно, когда собеседник узнавал о моем летном прошлом.

Это "Легенда о пьяном экипаже и бутылках катающихся по салону", "Сага о невыпущенном шасси", "Эпос о самолете, в который попала молния" или "Оратория на тему мужественный пассажир и незакрытый лючок на двигателе".

Наиболее же изобретательные и ловкие (и к счастью редко встречающиеся в жизни) обычно сыплют историями от первого лица, взятыми с сайта с анекдотами.

Интересно, что журналисты, которые пишут вышеупомянутые страшилки, так же (в той же мере) подвержены аэрофобии как и другие взрослые граждане.

На самом деле, самолет очень надежная штука, так как надежность ставится одним из условий при их проектировании. Например, одних только генераторов для производства электроэнергии (кроме аккумуляторов) у 2-х моторного самолета 3 штуки, при задействованном одном. То же относится и к другим узлам и агрегатам самолета. Таким образом, даже на "очень старом самолете" вероятность отказа резервных систем практически стремится к нулю, приближая самолет к самому надежному аппарату, когда - либо созданному для перемещения из одной точки земной поверхности в другую, а контроль действий экипажа от предполетной проверки здоровья, до контроля любой манипуляции на борту воистину тотален.

Пассажирам для преодоления аэрофобии часто достаточно изучить информацию об авиакомпании и современных самолетах. И, разумеется, не пить накануне и во время полета. Последнее время стали очень популярны "трезвые рейсы", где вводимые ограничения на провоз и употребление алкоголя дисциплинируют пассажиров, чем снижают алкогольные депрессии, которые многие авиапассажиры принимают за боязнь полетов, чем положительно влияют и на "страхи" других участников перелета. Да и маечки с шутливыми надписями типа "Летать трезвым приятно, но непривычно" теряют былую популярность.

По крайней мере, так показывают не вполне репрезентативные опросы среди путешествующих друзей и приятелей.

Великолепная передача Финам.FM "Пьянство под облаками. Нетрезвый пассажир - угроза обществу или собственное спасение?" Вот цитаты из передачи от психолога: "из тех, кто пьет, может быть, 0,5-1% людей, которые действительно испытывают какие-то страхи перед полетом".

Т.е. алкоголь на борту принимают исключительно "не аэрофобы", а просто "иные" категории пассажиров, которых к счастью становится все меньше на коротких (до 6 часов) рейсах. На длинных (от 6 до 11 часов) ситуация улучшается значительно медленнее.

По любому, вопрос пить или не пить, для наших граждан по-прежнему открыт, и интересующихся я отсылаю к вышеупомянутой передаче. Т.е. пьянство под облаками и аэрофобия - это несовместные явления, кому бы что не казалось.

Вот несколько традиционных советов:
Если что-то непонятно, не стесняйтесь, задайте вопросы работникам авиакомпании или стюардессам, это успокаивает.
На регистрацию лучше придти заранее, стресс от опоздания может наложиться на страх полета. Заранее выпейте успокоительного, а от кофе воздержитесь. Кофеин провоцирует тревожные состояния.
На борту отвлеките себя - читайте книгу, слушайте музыку, разгадывайте кроссворды, просто попробуйте поспать.
При приступе паники, глубоко дышите, это снизит адреналин.
Не отказывайтесь от предложенного бортпитания. Жевание снизит заложенность ушей, а углеводы увеличат сахар в крови и поднимут настроение.
Про спиртное есть разные точки зрения. Спиртными напитками лучше не злоупотреблять, но в небольших количествах (стакан вина, 50-100 г. крепкого напитка) тоже помогут снять волнение. Правда, алкоголь противопоказан людям с варикозами и тромбозами, так как "сгущает" кровь, в свете общего обезвоживания организма в полете.

Ну, а Эквадорская авиакомпания пошла дальше. Цитирую СМИ.
Необычное нововведение для увеселения граждан учинили недавно в Эквадоре. В очередной раз любящие карнавал и прочие забавы креативные латиносы оставили весь мир далеко позади.
Местная авиакомпания решила скрасить время пребывания на борту своим пассажирам, пригласив подняться в небо целый эшелон эффектных моделей. Смуглые девушки теперь щеголяют в проходе, демонстрируя изумленным пассажирам последние коллекции бикини.
Десятиминутным бикини-шоу довольны все - и пассажиры, у которых пропадает всякая боязнь полета, и стюардессы, имеющие теперь возможность немного отдохнуть и заодно присмотреть себе что-нибудь новенькое для похода на пляж.

В общем, продолжайте летать с удовольствием и не бойтесь. Только в полете, живут в самолеты, как поется в популярной песне.

www.finam.ru/analysis/newsitem3E0E9/

Метки меток нет

комментарии

К первому непрочитанному 
  • побряцал оружием
    17 декабря 2010 | 21:21 (ссылка #1624892)
    0 - + Сообщить модератору
    Born To Frag
    многабукаф, ниасилил
  • 17 декабря 2010 | 21:33 (ссылка #1624903)
    0 - + Сообщить модератору
    Тоже ниасилил 
  • написал слонотоп и гомофопб
    17 декабря 2010 | 21:40 (ссылка #1624908)
    0 - + Сообщить модератору
    Вернее даже не так: летать не боюсь - боюсь упасть ))) 

    у меня было такое,первый полёт.9 часов в воздухе,постоянные воздушные ямы,какие то виражи,а мне 7 лет....а потом,когда с дядькой летал,в кабине пилотов,за штурвал подержался,как то страх ушел...Позже,уже пришло понимание,что ели с такой высоты грохнуться-шансов нет,и ваще как отрезало.Наверно еще повлияло то,что с моего города,кроме как по воздуху-не выберешься;)))
  • написал слонотоп и гомофопб
    17 декабря 2010 | 21:41 (ссылка #1624909)
    0 - + Сообщить модератору
    Разница между авто- и авиакатастрофой в том, что автомобилем ты управляешь сам и в большинстве случаев шансы на выживание зависят от водителя, кроме того, они есть. В авиакатастрофе же от тебя ничего не зависит и шансы на выживание при неконтролируемом падении стремятся к нулю.

    я в таких случаях всегда говорю-я боюсь того,чего не могу контролировать.Но вот летать-не знаю...не боюсь.
  • побряцал оружием
    17 декабря 2010 | 22:50 (ссылка #1624920)
    0 - + Сообщить модератору
    Born To Frag
    не обижайся, у меня просто нет аэрофобии.
  • написал слонотоп и гомофопб
    17 декабря 2010 | 23:13 (ссылка #1624928)
    0 - + Сообщить модератору
    Хм,я вот тоже высоты боюсь.маленькой.в высотке-страшно вниз смотреть.На параплане летать-не страшно
  • 17 декабря 2010 | 23:24 (ссылка #1624931)
    0 - + Сообщить модератору
    Аватара не загружена
    Вот я как раз очень часто во сне в детстве летала, правда почти всегда падала, может отсюда все страхи!
  • тролль 80 уровня
    17 декабря 2010 | 23:54 (ссылка #1624940)
    0 - + Сообщить модератору
    chaos
    ты доктор штоле?
  • тролль 80 уровня
    18 декабря 2010 | 00:15 (ссылка #1624949)
    0 - + Сообщить модератору
    chaos
    Частично я с ним и согласен, сны - это, грубо говоря, ярковыраженные и умноженные эмоциональные переживания, они лишь отражают действительность. Но, поскольку я не защищал докторскую на эту тему, спорить не буду:)
  • 18 декабря 2010 | 08:58 (ссылка #1624991)
    0 - + Сообщить модератору
    Аватара не загружена

    Да пусть купят кубики с буквами. Для продвинутых букварь ещё есть.

    А вот про поддатых пилотов был случай. В одном захолустье часа три ждали вылета. Потом пришла баба диспетчер (или кто она там) и сказала, что пилот в сиську. Пришлось ещё часа два другого на замену ждать. Там ещё АН2 летал. Ничего улетели. Только где гарантия, что эти пилоты вместе не бухали. Просто, может второй потрезвее был. Ну всё равно их там двое, полетели без особого волнения. Правда пока ждали и сами по чутка накатили.

  • 19 декабря 2010 | 15:29 (ссылка #1625305)
    0 - + Сообщить модератору

     Знакомый инструктор из  училища ВВС рассказывал. Онажды, не то с перепою, не то просто по запарке они взлетели на коком-то лёгкомоторном. И только на развороте рюхнулись, что с элеронов струбцины не сняли. выписали "коробочку", что называется "блином" и на посадку. По его словам, они думали не о посадке, а как оправдать нарушение полетного плана. Авиабайка? 

    Или рассказывал, как курсант, на УТ самолёте, из-за неисправности высотной маски словил "кислородную эйфорию" и из реактивного штурмовика на земле уже вылез натурально пьяным. 

    Кстати, самому однажды довелось лететь на ИЛ14, военно-транспортной авиации. Ну чтобы время скоротать сидели с попутчиками, водочкой, коньяком баловались ( зима, холодно, транспортник) Так их техник или бортинженер упражнялся с нами на равных. Ну и пилоты по чуть - чуть пару раз приложились. Часа полтора летели, может чуть больше.    

  • Подписаться