Пожалуйста подождите

фортепиано

09 ноября 23:40
Рейтинг 0 - +    Эмоции
комментариев: 0
Решила написать о фортепиано, сама я закончила музыкальную школу по этому направлению, правда сразу поняла,что смогу играть лишь то, что мне нравится самой. В противном случае у меня просто не было желания тратить на это время.  У меня дома фортепиано появилось еще далеко до моего рождения. Его покупали брату, но тот не смог осилить эту преграду и сдался. Когда появилась я, все стали замечать мою тягу к этому инструменту и музыке в целом, так что поступить в музыкальную школу мне не составляло никакого труда. Игра очень полезна для развития:памяти (как в пальцах,так и в целом), беглости рук, дает неплохую растяжку пальцев. Многие говорят, что фортепиано является сложным инструментом, но для меня все оказалось проще (было желание постичь этот инструмент) , непременно требует абсолютного слуха. Но если научиться играть на этом инструменте, то всегда будет возможность расслабиться душой,просто сев и сыграв что-нибудь. Интересен тот факт, что раньше не каждый мог себе позволить обучение игре на фортепиано.Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавекорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику На протяжении XIX века непременным атрибутом жизни  являлось любительское музицирование.Фактически единственной формой обучения игре на фортепиано были частные уроки. С открытием в Саратове в 1895 году музыкального училища начинается становление системы профессионального образования, у истоков которой стояли именно пианисты: в 1895 году по специальности фортепиано обучалось 189 человек, в 1896 году – 201, в 1897 году – 247, и так продолжалось довольно долго.

Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори в конце XVII века, в его конструкции молоточки находились под струнами. Инструмент был назван gravicembalo col piano e forte, - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано.

Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717-1721). Себастьян Эрар изобрёл механику двойной репетиции, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши.

В Росии фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г.Фаверьера, немецких мастеров И.-А.Тишнера и К.-И.Вирта, А.-Х.Шрёдера и И.-Ф.Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г.Лихтенталя. [5] На сегодняшний день известны имена более 600 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г.

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю.Блютнера, К.Бехштейна, в США - Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных.

В ХХ веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное

фортепиано. Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдена и Моцарта.

В современных фортепиано присутствует две или три (на новейших моделях ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В  нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром. Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей. Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов,Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Гленн Гульд и другие.

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано, хотя, теоретически, имея под рукой электронный тюнер и зная точные частотные характеристики каждой из струн, осуществить настройку может любой человек, даже если он не имеет музыкального слуха.


Метки меток нет

комментарии

К первому непрочитанному