Пожалуйста подождите

Про ксенон

01 марта 18:04
Рейтинг +0+1,35 - +    Эмоции
комментариев: 4

Последнее время очень много разговоров про фары с ксеноном. Я думаю что, "КОПИПАСТ" с сайта ГИБДД НСО, снимет многие вопросы про это чудо автопрома.

 

 

 

 

Ксенон под запретом. Но далеко не всякий

Аварийность на автомобильном транспорте признана мировым сообществом одной из острейших социально-экономических проблем современного общества.

Одной из причин совершения ДТП является неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства. Если в официальной статистике доля происшествий по данной причине невелика (порядка 2-5%), то в реальности, благодаря проведенным исследованиям в различных странах, установлено, что техническая неисправность является сопутствующей причиной совершения от 15 до 25% ДТП.

Как свидетельствуют статистические данные, основное количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств вызвано неисправностями рабочей тормозной системы (32,5%), световых приборов (26,5%), ходовой части и износом шин (19,4%), рулевого управления (12,6%).

Из 1,2 млн. ежегодно погибающих на дорогах людей (данные ВОЗ) более одной трети получают смертельные травмы в результате ДТП в темное время суток, несмотря на то, что интенсивность движения в этот период значительно ниже, чем при дневном освещении.

Тяжесть последствий ДТП в темное время суток в 1,5—2, а иногда и более раз выше, чем при дневном освещении.

Особенно остро проблема обеспечения безопасности дорожного движения в темное время суток стоит в северных странах, где велика продолжительность темных периодов времени.

Способность подавляющего большинства людей видеть в темное время суток сильно ограничена.

Особенности органов зрения человека таковы, что при управлении транспортным средством в темноте из-за низкой контрастной чувствительности восприятие скорости и расстояния оказывается неадекватным. Человеческий глаз в большой мере подвержен ослеплению.

Различные средства в помощь органам зрения, испытанные до настоящего времени (оптические фильтры, специальные адаптационные лампы, лекарственные препараты и т.п.), оказались неэффективными в реальных условиях ночного вождения.

Для предупреждения ДТП в темное время суток большое значение имеют меры технического характера, связанные с улучшением видимости проезжей части дорог.

Важнейшим источником света в темное время суток являются световые приборы транспортных средств. Внешние световые приборы автомобиля должны обеспечивать достаточную видимость для водителя без ослепления других участников дорожного движения и облегчения обнаружения ими автомобиля. 

Среди мер, направленных на обеспечение безопасности, дорожного  движения  в  темное  время суток, специалисты называют следующие:

  • установка саморегулирующихся фар;
  • установка стеклоочистителей и стеклоомывателей фар;
  • установка фар с более ярким светом;
  • установка противотуманных и виражных фар.

Одной из разработок в данной области, которая нашла свое применение и получила широкое распространение, является применение фар с газоразрядными источниками света.

В последнее время на рынке автомобильных запасных частей и комплектующих отмечается массовое появление сильно подешевевших газоразрядных источников света азиатского производства, которые легко устанавливаются почти во все типы фар и на любые типы автомобилей.

Учитывая изложенное, рассмотрим проблемные вопросы, возникающие в контексте правомерности использования газоразрядных источников света в световых приборах автомобилей, не предназначенных для их установки.

Требования, предъявляемые к световым приборам

Требования к внешним световым приборам определены «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения, в п 3 которых указано, что «Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации»

В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 для световых приборов установлена классификация по типу источника света: фары с лампами накаливания (С, R, CR), галогенные, имеющие маркировку «Н», и газоразрядные (ксеноновые) - маркировка «D».

Указанная маркировка наносится на световой прибор. Применение источников света, не соответствующих типу фары, при этом не допускается, так как нарушается фотометрический и тепловой режимы работы светового прибора.

Тип и мощность ламп, устанавливаемых в световой прибор, указаны в руководстве по эксплуатации на каждую конкретную модель транспортного средства.

Требования к световым приборам установлены разными национальными стандартами Российской Федерации.Требования к автомобильным фарам ближнего/дальнего света, оснащенным лампами накаливания (в том числе и галогенными), установлены ГОСТ Р 41.112-2005, а требования к фарам с газоразрядными источниками света установлены ГОСТ Р 41.98-99.

Каждый из этих стандартов предъявляет специфические требования к конструкции и характеристикам соответствующих световых приборов. К примеру, ГОСТ Р 41.98-99 («газоразрядные фары») в пункте 5.8 устанавливает требования к световым приборам в отношении создаваемых ими электромагнитных и электрических помех, мешающих работе других электрических/электронных систем автомобиля. Подобных требований ГОСТ Р 41.112-2005 не содержит, что обусловлено различиями в самой конструкции и принципах функционирования этих различных типов световых приборов.

ГОСТ Р 41.48-2004 определяет требования к транспортным средствам в отношении установки устройств освещения к световой сигнализации, рассматривает различные режимы работы источника света как оптическую, механическую, электрические характеристики.

Другими словами, можно говорить об отдельных режимах работы прибора (в качестве различных состояний функционирования: постоянно/прерывисто, далеко/близко, преломляет/отражает)  применительно к оптическому, механическому, электрическому и тепловому режимам (техническим характеристикам, различным физическим свойствам).

Источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам № 37 ЕЭК ООН. В соответствии с этими требованиями приняты национальные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р 41.37-99 «Единообразные предписания, касающиеся единообразного утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и прицепов» и ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств».

При разработке, производстве и сертификации источников света, руководствуются исключительно техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света.

Требования, предъявляемые к внешним световым приборамтранспортных средств, описанные выше, в полном объеме нашли отражение в  «Техническом  регламенте  о   безопасности   колесных   гранспортн срелств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.20 № 720, который вступает в силу с сентября 2010 г.

Использование газоразрядных источников света

Разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил - Правил ЕЭК ООН.

Согласно этим Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве.

При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.

Во-первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны - 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения (более подробно см. [1], [2]). Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление, они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы, даже очень хорошие, могут выполнить.

Во-вторых, как видно из рис.1, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп [3] что так же приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а, следовательно - к ослеплению водителей встречного транспорта.

В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожною полотна и наличия  стеклоомывателя фар, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно.

Очевидно в этом случае, при установке газоразрядной лампы вместо галогенной условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы).

Ксеноновые и галогеновые лампы для автомобильных фар
 
Рис. 1. Габаритные размеры искрового разряда газоразрядной лампы категории D2 (слева) и тела накала лампы категории Н7 (справа)

Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения:

  • дальний свет,
  • ближний свет,
  • противотуманное освещение.

Для транспортньк средств с адаптивной системой освещения (AFS) регламентированы:
дальний свет,

  • магистральное освещение,
  • сверхдальний свет,
  • городской свет для малых скоростей движения,
  • городской свет для повышенных скоростей движения,
  • противотуманное освещение, включающее режимы: дождь, мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман.

Под понятием «режим работы» следует понимать совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий.

В свою очередь, светораспределение согласно Правил ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света и конструкцией свегового прибора. Например, Правила № 112 регламентируют значения светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила № 98 - то же самое для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах.

Таким образом, при установке газоразрядных источников света в световые приборы, не предназначенные для их использования, будет нарушаться режим работы всего снегового прибора.
 
В ГОСТ Р 51709-2001 в разделе "Определения" отсутствуют формулировки используемых терминов «цвет» и «цвет огней» внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они ПОНИМАЮТСЯ как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый, красный, белый и т.п.

Согласно [4] эта характеристика соответствует колориметрическому понятию «доминирующая длина волны». Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно.

Необходимо отметить, что все проблемные вопросы, касаюшиеся оборудования транспортных средств внешними световыми приборами, были разрешены специалистами НИИАЭ и АВТОВАЗа в первоначальной редакции стандарта ГОСТ Р 51709-2001, но потом в результате действий разработчика (НИИАТ) по «адаптации» стандарта к «рабочим» условиям исчезли.

В результате действующая редакция раздела ГОСТа Р 51709-2001 «Внешние световые приборы» стала опасна для использования и требовала пересмотра. Необходимые требования по безопасности внешних световьк приборов полностью реализованы в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, вступающим в силу с сентября 2010 г.

Правовые последствия неправомерного использования газоразрядных источников света

Приложением к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» установлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Согласно п. 3.1, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», а также п, 3.4 «на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора», эксплуатация транспортного средства запрещается.

Использование газоразрядных источников света возможно только в соответствующих световых приборах на автотранспортных средствах конструктивно предназначенных для использования гахоразрядных источников. При использовании газоразрядных источников света в световых приборах, не предназначенных для их использования, будет нарушен режим работы всего  светового прибора.

В случае управления транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с режимом работы, не соответствующим требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», возникает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

Часть 3 статьи 12.5 гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных, приборов и приспособлений.

Содержание понятия «режим работы» как условие существования, деятельности, функционирования светового прибора может быть применено отдельно при рассмотрении каждого вида классификации световых приборов в контексте положения статей 12.4 (части 1) и 12.5 (части 3) КоАП РФ.

Данное нарушение наиболее часто встречается на автомобилях производства «ВАЗ», моделях 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112, 1118, 2170 и их модификаций. На эти модели заводом изготовителем устанавливаются фары только типа CR и HCR (может быть маркировка HC/R).

В качестве мер обеспечения Кодексом предусмотрены запрещение эксплуатации транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (часть 2 статьи 27 13 КоАП РФ), а также изъятие соответствующих приборов и приспособлений.

О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол (часть 4 статьи 27.13 КоАП РФ).

Изъятие указанных устройств производится в присутствии двух понятых о чем составляется отдельный протокол изъятия вещей и документов (статья 27 10 КоАП РФ)

Рассмотрение дел об этих правонарушениях отнесено Кодексом к исключительной компетенции суда.

Изъятые устройства до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в подразделении, после этого передаются в судебные органы в качестве доказательства.   

Изъятие указанных приборов и приспособлении является обязательной процедурой, поскольку санкции обоих норм предусматривают обязательную конфискацию.


комментарии

К первому непрочитанному 
  • написала котовед
    1 марта 2010 | 18:19 (ссылка #1489978)
    0 - + Сообщить модератору
    Вайс
    Нужно тебе запись в Автоклубе разместить, пока комментариев нет (при перемещении в Клуб комментарии потеряются)
  • 1 марта 2010 | 18:26 (ссылка #1489982)
    0 - + Сообщить модератору
    Да если посмотреть, у нас ведь в стране других "проблем" помимо колхозного ксенона нету,  с преступностью все ровно, зарплаты все получают.  Вот она, единственная проблема которая мешает жить честным гражданам, это КСЕНОН !  Ксенон который выжигает сетчатки глаз случайным встречным, ксенон который своим лучом разрезает пополам инспекторов ГИБДД, да да, а глобальное потепление знаете почему ?? ПОТОМУ ЧТО КСЕНОООООН !!!
    Короче, коту делать нечего он яйца лижет.


    ЗЫ 166 экипаж ГИБДД сегодня ездил с ксеноном, на ТАЗ не ставятся фары предусматривающие установку газоразрядных ламп. ...
  • 1 марта 2010 | 19:02 (ссылка #1490005)
    0 - + Сообщить модератору
    Oles@luna
    Мне лично ксенон мешает когда свети со всей дури, да такой яркий ,что ослепляет на некоторое время, просто нормы нужно определить по мощности ламп  и чтоб на встречку не бил свет.По-моему все просто!
  • 1 марта 2010 | 20:44 (ссылка #1490074)
    0 - + Сообщить модератору
    Я часто езжу по трассе, меня почему то не слепит, может потому что я не смотрю на фары  ? )
  • Подписаться