Байконуру — 55

Самому работающему космодрому мира – 55. Как и в начале космической эры, сегодня с его площадок отправляются на орбиту все новые и новее ракеты. Однако славу космодрому сделали даже не старты, а люди, которые отдали ему всю свою жизнь



Самому работающему космодрому мира – 55.

Как и в начале космической эры, сегодня с его площадок отправляются на орбиту все новые и новее ракеты.

Однако славу космодрому сделали даже не старты, а люди, которые отдали ему всю свою жизнь.

Его начали строить в далеком 1955 году. В безлюдной казахской степи появились первые строительные вагончики. Лучшие умы и руки были отправлены на сооружение стратегического объекта.

«Станция Тюра-Там встретила меня неласково. Во-первых, никакого транспорта, никаких дорог. Ничего нет. Только вижу, что к Востоку идут вихревые потоки пыли, и больше ничего», — вспоминает Владимир Кручинин, генерал-майор запаса, ветеран космодрома.

«Москва-400», «Ташкент-90», «Тайга», поселок Ленинский, город Ленинск — под такими секретными адресами раньше существовал военный гарнизон ракетчиков. От еще одного зашифрованного названия космодрома – поселок Заря — получил позывной главный конструктор Сергей Королев.

— Я «Заря». Как меня слышно? Прием.

Однако славу космодрому сделали даже не старты, а люди, которые отдали ему всю свою жизнь. Валерий Ботнаренко на Байконуре почти полвека. На его счету сотни запусков, на которых он руководил заправкой ракет — самая ответственная и опасная операция.

«Дули сильные ветры с морозом до 35 градусов. Представьте, как было тяжело работать на старте, на открытом ветре. Но все выдержали, все вынесли», — говорит Валерий Ботнаренко, ветеран космодрома Байконур.

Это тоже история Байконура. Мемориал памяти космодрома. В дрожащих руках цветы, и слез не сдержать. Валерия Ивановича можно назвать счастливчиком. Единственный заправщик, выживший в трагедии, которая случилась в 1963 году. Он просто не успел на свою работу.
«Это все мои сослуживцы. Полковник Жаров – начальник пуска. Котов – лейтенант, а с этим мы в одной комнате жили», — поясняет Валерий Ботнаренко.

Вячеслав Рыбалкин с ракетами бок о бок не один десяток лет. Несмотря на возраст, он и сегодня самый зоркий — руководит накаткой обтекателя на космический корабль. Здесь нужна точность до миллиметра, поэтому доверяют только опыту.

«Все хорошие специалисты, много сейчас молодежи», — говорит Вячеслав Рыбалкин, ветеран космодрома.

Благодаря подвигу этих людей, Байконур сегодня известен всему миру. Больше половины всех мировых космических запусков совершено именно отсюда. Недавно военный космодром снял свои погоны. Отныне все объекты здесь подчинены Федеральному космическому агентству.

«Будущность у него блестящая. Он будет развиваться в содружестве с Казахстаном, на земле которого сейчас находится космодром. У нас много совместных космических программ, много здесь международных проектов», — объясняет Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства.

Все типы отечественных носителей легкого и среднего класса — это сегодняшний день Байконура. Завтрашний день отечественной космонавтики тоже начнется отсюда. Байконур главный космопорт не только России – всего мира. Впечатлил он недавно и руководителя НАСА Чарльза Болдэна.

«Я так давно мечтал попасть на Байконур. И вот я здесь. Прекрасный комплекс: вся прелесть в простоте», — заявил Чарльз Болдэн, руководитель Национального аэрокосмического агентства США.

В прошлом году количество пусков пилотируемых ракет увеличилось вдвое. И теперь для международных экипажей космодром стал вторым домом. А после прекращения полетов американских челноков только отсюда можно будет улететь на Международную космическую станцию.

1nsk