За свет сто процентов мы уже научились платить, за ученье пока только учимся

Госдума разрешила зарабатывать на образовании. Что войдет в прайс-листы? Кто будет торговать знаниями в средней школе?


Классовая борьба: за игру «на фортепьянах» надо платить

Ученье свет – неученье тьма. За свет сто процентов мы уже научились платить, за ученье пока только учимся. Госдума разрешила зарабатывать на образовании. Урок английского языка ценой в 300 рублей, занятия по макраме – в 200. Что войдет в прайс-листы? Кто будет торговать знаниями в средней школе? И не превратятся ли общеобразовательные учреждения в ЗАО и ООО?

Игру на фортепьяно первоклассница Варя осваивает в музыкальной школе за несколько остановок от дома. Но возможно, со следующего года так далеко ездить не придётся. Уроки будут давать в школе общеобразовательной. За отдельную плату. Вторая гимназия готовится стать автономной. Новый статус обязывает зарабатывать на жизнь самостоятельно. В том, что это получится, преподаватели не сомневаются.

Наталья Морозова, учитель музыки второй гимназии: «В рамках эксперимента у нас с января-месяца были созданы группы для дошкольников, и когда на наше объявление откликнулось огромное количество детей, мы были приятно удивлены. Детки, которые приходили к нам один раз в неделю, вот за эти 4 занятия, даваемые 4-я педагогами разными, эта стоимость была 1 500 рублей в месяц. То есть одна суббота, одно посещение стоило для них 370 рублей. То есть это было доступно».

Гимназия – первая новосибирская ласточка школьной реформы. А Василий – её первый новосибирский противник. Как только Госдума приняла закон о разделении муниципальных учреждений на казённые, бюджетные и автономные, он вышел в Первомайский сквер. С плакатом. Один.

Митинговать отец двоих детей планировал целую неделю. Но плакат был свёрнут раньше: министр образования Игорь Фурсенко с голубых экранов пообещал, что среднее образование платным всё же не станет.

Владимир Щукин, заместитель руководителя Департамента образования Новосибирской области: «И закон на это не направлен. Сразу же 28 апреля уже министерство распространило сообщение о том, что сохраняется и бесплатность школьного образования, и то, что гарантировано Конституцией. Эти изменения, они касаются только механизмов финансирования и ведения финансово-хозяйственной деятельности, и не связаны с реализацией основных образовательных программ».

Итак, что такое новые школы? Первый вариант, казенные учреждения: деньги текут из казны, и казна же, то есть муниципалитет, все контролирует. Изменить меню, купить новую парту можно только с разрешения чиновников. Оказывать платные услуги таким школам разрешат, но смысла в этом нет. Доход придется весь до копейки перечислять в муниципальную казну. Вариант второй, бюджетные заведения: у них свобод побольше. Решать, сколько денег нужно направить на ремонт, а сколько на премии учителям, можно самостоятельно. Коммерческая деятельность тоже не возбраняется, но деньги из кассы вначале перечислят в казну города и лишь потом вернут школе в виде субсидии. По сути, так сейчас и работает большинство учебных заведений. Третий вариант, автономия буквальная: бюджетом можно распоряжаться по своему усмотрению, продавать услуги и использовать прибыль.

Образовательные ноу-хау из сферы теоретической в практическую должны перейти в 2012 году. Но кое-что формируется уже сейчас. Крылья свободы примеряет пока только вторая гимназия Новосибирска, но присоединиться к ней думают ещё 7 школ.

Ирина Михно, директор второй гимназии: «Переходя в автономное учреждение, мы сохраняем те субвенции, те субсидии, которые имели и в статусе бюджетного учреждения».

Бюджетные вливания и обеспечат бесплатное общее образование даже в автономных школах. Но что в него входит?

Русский язык, иностранный, алгебра, геометрия, физика, химия, информатика – всего 187 предметов, которые входят в аттестат выпускника. Их преподавание в рамках отведённого образовательным стандартом времени должно быть бесплатным для родителей в любой муниципальной школе. Деньги учебные заведения могут брать лишь за дополнительные услуги.

Прайс-лист сейчас и составляют в первой автономной школе региона. Ориентироваться пока не на кого: новаторов и в стране единицы. Директор Ирина Михно сравнивает трансформацию гимназии с развитием кинопроката.

Ирина Михно, директор второй гимназии: «Ведь есть в кинозалах у нас vip-залы, которые стоят дороже и услуги которых несколько выше. Вот цель нашего коллектива – предложить со следующего года ещё лучше услуги, ещё более высокий уровень для того, чтобы родители, которые пожелают ими воспользоваться, могли ими воспользоваться. Мы немножечко войдём в рынок, и, наверное, сами даже почувствуем стоимость этих услуг».

Аппетит приходит во время еды, говорит противник реформы Василий Бубнов, а аппетит на деньги умерить сложнее всего. Платные услуги могут начать навязывать. Кроме того, коммерция в образовании поделит детей на классы богатых и бедных.

Василий Бубнов, противник реформы: «Поскольку они будут зарабатывать сами, они выставят для богатых детей, для детей богатых родителей, цену, и бедные дети не смогут платить, и наступит маргинализация. – Разделение по классам? Это так называемый спонсорский взнос? Это имеется в виду? – И спонсорский взнос, и подготовка детей в школу».

Возможно, идея о новой классовой борьбе – преувеличение. Но в первой автономной уже объявили о возможном подорожании ежемесячного добровольного взноса на нужды школы на 200 рублей.

Алла Андриуца, мама ученицы второй гимназии: «Как мы поняли, частично ложится на наши плечи ремонт школы».

Вопрос в том, как много появится коммерсантов от образования, останется ли у детей и родителей выбор? И будет ли в обычных, не элитных школах учиться менее интересно? Директор 109 общеобразовательной так не считает. На автономию здесь пока не претендуют, но кружков и факультативов работает с десяток. Пение, резьба по дереву, духовой оркестр поднимают общую успеваемость учеников и создают доброе имя учебного заведения.

Екатерина Иванова, директор школы № 109: «У нас дополнительное образование идёт не за счёт школы, а за счёт других учреждений дополнительного образования. Мы заключаем договор о сотрудничестве, и дети занимаются, и всё это бесплатно. А если платить, то я не знаю: все будут платить или не будут? Но уровень развития ребёнка зависит и от дополнительного образования».

Коммерческую жилку будут искать по большей части в крупных и статусных школах. Многие родители готовы раскошелится за повышенные образовательные гарантии.
Это называют сейчас модным термином – инвестиции в будущее.
Отец двух школьников Василий Бубнов свой плакат выбрасывать не спешит. Теперь он намерен бороться за сохранение образовательных стандартов.
Правительство разрабатывает новые, а значит, количество предметов и часов на их изучение может сократиться, а инвестиции в будущее снова подорожать.

1nsk