50-миллионная недостача стала предметом обсуждения депутатов

Аудиторы КСП посчитали, что именно такую прибыль недополучило МУП "ЖКХ" в результате нарушений. При этом присутствующие то и дело напоминали о неких "знаковых фамилиях", которые депутаты не решались произнести вслух. Потому что это были фамилии высокопоставленных персон из мэрии, сумевших купить квартиры по низким ценам.

Аудиторы КСП посчитали, что именно такую прибыль недополучило МУП
«ЖКХ» в результате нарушений. Представитель мэрии Новосибирска попросил
«не употреблять эту страшную цифру» — по его мнению, расчет сделан
формально, без учета реалий работы предприятия. При этом присутствующие
то и дело напоминали о неких «знаковых фамилиях», которые депутаты не
решались произнести вслух. Потому что это были фамилии
высокопоставленных персон из мэрии, сумевших купить квартиры по низким
ценам.

Одна из фамилий принадлежит С. Райхману, в прошлом
возглавлявшему департамент энергетики и ЖКХ мэрии. Депутат горсовета Р.
Шило: «Честно, воруют! Обычно я защищаю руководителей. А данных
руководителей я бы отдал под суд!». В материалах проверки фигурировали
и «потерявшийся» экскаватор, и автомобили «Фольксваген» и «Волга»,
которые использовались департаментом ЖКХ мэрии, а числились на балансе
муниципального казенного предприятия, тратившего на их обслуживание
более 1 млн. рублей в год, и прочее. По мелочи. Но по-настоящему
крупная недостающая сумма — 50 млн. рублей, — по подсчетам аудиторов,
возникла в процессе продажи квартир в домах, реконструируемых МУП
«ЖКХ».

Уже успели уволиться и директор предприятия М.
Кольчугин и главный инженер; сменился начальник департамента энергетики
и ЖКХ — все руководители, контролировавшие процесс в 2005-2007 годах —
период, который проверяли аудиторы КСП. Нынешний начальник департамента
энергетики и ЖКХ мэрии В. Знатков категорически не согласился с цифрой
50 млн. В. Знатков: «Я просил КСП больше не употреблять эту страшную
цифру — 50 млн. Иначе всех надо найти и расстрелять». Схема, которая
применяется в Новосибирске при реконструкции ветхого жилья, такова. До
реконструкции ветхий дом имел 2 этажа. Мэрия находит частного
инвестора, с которым проводит реконструкцию в складчину (30-40% —
деньги городского бюджета, 60-70% — инвестор). При этом в доме
надстраивается еще третий и четвертый этажи. По окончании работ
реконструированные первые два этажа снова принадлежат городу, верхние
этажи отходят инвестору. В. Знатков: «Для Новосибирска такая схема при
реконструкции ветхого жилья очень выгодна. В среднем расходы бюджета на
треть меньше». По его мнению, нельзя подходить с формальной меркой к
схеме реконструкции жилых домов, приносящей значительную экономию
средств бюджета, «чтобы не вызывала шок эта цифра». В. Знатков: «Эта
сумма не могла составлять 50 млн. рублей, как считает КСП. Они считают
цену продажи 1 кв. м на момент продажи дома.

— Как правило,
дом строится год-два, а сумма определяется на момент вхождения
инвестора в строительство. Через 2 года, когда дом сдается, цена на
рынке возрастает. КСП говорит: «Так вы бы и продавали тогда по
возросшей цене!» Верно, но это если бы все 4 этажа строились на
бюджетные деньги! А здесь процесс не чистого инвестирования». Однако в
отчете КСП указаны не только цифры, но и даты. Депутат горсовета А.
Медведев: «Ведь договоры с инвесторами на самом деле заключались уже по
окончании работ, на выходе?». То есть договоренности с покупателями
квартир заключались задним числом, не на входе в проект, а когда
квартиры были уже готовы. Аудитор КСП С. Хатеев «Договор заключается
чуть позже либо в день сдачи жилого дома. Себестоимость реконструкции
была 22 тыс. рублей за 1 кв. м, продают за 17 тыс. рублей, а реально
рыночная цена на тот момент — 44 тыс. рублей за кв. м. По 12 домам мы
просчитали данную сумму». В. Знатков: «Выводы КСП в части заключения
договоров верны. Но они неверны в той части, что предприятие потеряло
50 млн. рублей. А то, что предприятие самовольно занималось такой вот
махинацией, понимая, что время прошло, — это очевидный факт. Посмотрите
реестр — там есть всем известные фамилии людей, которые делали это для
себя… Я не хочу вдаваться в фамилии — в реестре написано. Вы все
понимаете?..» Упоминание таинственных фамилий проскальзывало в речи и
депутатов, и председателя КСП Г. Шилохвостова.

На
окончательное решение депутатов повлияло выступление председателя КСП
Г. Шилохвостова, заявившего, что результаты проверки уже переданы
правоохранительным органам, которым предстоит дать оценку, отразилась
ли система подсчета на размере цифры или там все-таки присутствует
состав преступления. Уповая на мудрость правоохранительных органов,
депутаты проголосовали за умеренное решение: рекомендовать департаменту
мэрии проанализировать результаты проверки КСП, а предприятию «ЖКХ» —
принять меры по устранению и недопущению нарушений, выявленных в ходе
проверки. В. Знатков: «Мы изменили эту схему. И я требую от предприятия
только такой схемы — чтобы сразу заходил комплектный инвестор. Это
экономия бюджетных средств и «забор» для нарушений». Выступая, депутаты
очень положительно оценили результаты реконструкции — качество
восстановленных домов и систему финансирования работ. С. Райхман, до
середины 2008 года возглавлявший департамент энергетики и ЖКХ мэрии,
сейчас зам. начальника департамента строительства и архитектуры мэрии
Новосибирска. С. Райхман приобрел 2-комнатную квартиру по цене около 25
тыс. рублей за 1 кв. м.

«Континент-Сибирь», 30.01.2009

1nsk